«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
24 апреля 2014

Дайджест СМИ от 24 апреля 2014г.

Городские страницы, Петрозаводск, 23 апреля 2014 6:00

СЕРГЕЙ СТЕПАШИН: «ПОДРЯДЧИКИ — ПРОХВОСТЫ!»

Автор: МАКСИМ БЕРШТЕЙН

Руководителей Фонда содействия реформированию ЖКХ возмутила ситуация с расселением ветхого и аварийного жилья в карельской столице.

Председатель наблюдательного совета Фонда Сергей Степашин и его генеральный директор Константин Цицин побывали в Петрозаводске 10 апреля. Прямо из аэропорта они отправились посмотреть на деревянный 8-квартирный дом по пр.Октябрьскому, 35. фонд содействия реформированию жкх сергей степашин константин

Председатель наблюдательного совета Фонда Сергей Степашин и его генеральный директор Константин Цицин побывали в Петрозаводске 10 апреля. Прямо из аэропорта они, вместе с Главой Карелии, отправились посмотреть на деревянный 8-квартирный дом по пр.Октябрьскому, 35. Это строение можно назвать одной из самых позорных «достопримечательностей» города: построенное без фундамента в 1958 году как временное жилье, оно до сих пор отапливается печами, в нем нет горячей воды, стены поражены грибком и пропускают холод. Физический износ дома по результатам последнего обследования составлял 65 процентов — а обследовали его более десяти лет назад. На основании заключения межведомственной комиссии, сделанного в октябре 2008 года, дом по Октябрьскому, 35 был признан аварийным и подлежащим сносу. В результате он вошел в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда — чем и был вызван интерес к нему со стороны московских гостей.

Что больше всего возмутило Константина Цицина — платежи за ЖКУ, которые управляющая компания регулярно взимает с жильцов:

— У меня большой вопрос: что они там на три тысячи предоставляют? Дрова жильцы закупают сами, тепла нет, горячей воды нет, уборки, как вы сами понимаете, нет, вывозки мусора нет… Ничего нет!

Как выяснилось, аварийный дом находится на обслуживании управляющей компании «ПетроГИЦ». Директор Фонда также пообещал написать обращение в прокуратуру с просьбой проверить управляющую компанию «Стандарт», на него пожаловались жильцы соседнего дома. По словам Цицина, УК никак не раскрыла жильцам информацию о себе, а значит — не имеет право вести деятельность.

Также импровизированная инспекция побывала на ул.Муезерской, где администрация Петрозаводска планировала построить два новых дома для переселения жителей из 16 ветхих зданий. Компания-подрядчик, начав работы в 2012 году, не завершила строительство. Оценив состояние начатых объектов, руководители Фонда отметили, что один из домов на 60 квартир можно закончить до конца нынешнего года. Что для этого необходимо, чем еще поможет республике Фонд содействия ЖКХ, и какие меры будут применяться к недобросовестным подрядчикам — читайте в следующем выпуске «МК в Карелии».

Газета.ру, Москва, 23 апреля 2014 9:38

ИНВЕСТОРОВ ЗОВУТ В ЖКХ

Автор: Ольга Хохрякова

Привлечение частных инвестиций в ЖКХ может потребовать роста тарифов

Привлечение частных инвестиций в ЖКХ для улучшения качества услуг станет одной из главных задач властей на ближайшие годы. Ее решение, вероятно, потребует повышения тарифов, говорят эксперты. Как сильно вырастут цены, зависит от конкретной инвестпрограммы, предложенной в регионе, однако это может быть как 15%, так и 100%.

В понедельник в доме правительства России состоялось расширенное заседание рабочей группы экспертного совета по развитию ЖКХ. Ключевая задача на ближайшее время — привлечение частных инвесторов в сферу ЖКХ, решили участники дискуссии.

«Одной из важных тем, которые были одобрены президентом, стало привлечение негосударственных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. По этому пути идет весь мир», — сказал министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень.

По его словам, в правительство внесены проекты постановлений о порядке утверждения инвестиционных программ по тепло- и водоснабжению, а также водоотведению. Кроме этого, министерство инициировало изменения в правилах установки тарифов на водоснабжение и водоотведение, где защищенной статьей становится предпринимательская прибыль в размере 5% от выручки, что должно позволить компаниям легально зарабатывать в сфере ЖКХ.

«Естественно, эта выручка фиксируется только при условии выполнения компанией всех взятых на себя обязательств и установленных целевых показателей», — отметил Мень, добавив, что до конца месяца изменения будут доработаны и внесены в правительство.

В свою очередь регионам необходимо подготовить так называемые модельные дорожные карты, чтобы инвестор мог оценить перспективы. В рамках этих карт каждый субъект должен сформулировать и представить на утверждение Минстрою принципы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, описать процессы по передаче коммунальной инфраструктуры в концессию, назвать сроки перехода на долгосрочные тарифы, а также обозначить приоритетные задачи на ближайшие 3 года.

Особая проблема — отсутствие интереса инвесторов к малым городам, подчеркнул председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин.

«Идея привлечения частных инвесторов, особенно в небольших городах, численностью до 100 тысяч человек, провалилась. По простой причине — риск невозврата средств», — сказал он, подчеркнув, что, учитывая отсутствие роста ВВП, экономическую блокаду и недавно присоединенный Крым, у бюджета нет дополнительных средств на решение этой задачи.

У Фонда ЖКХ есть свое предложение — он готов выделять средства в форме субсидий на условиях возвратности, платности и срочности.

«Возможно предоставление таких средств муниципальным образованиям численностью до 100 тысяч человек на срок до 30 лет с уплатой процента по ставке не более 3% годовых», — сказал чиновник, отметив, что как минимум 8 глав регионов поддерживают инициативу. Степашин попросил экспертный совет в течение месяца отреагировать на предложение — поддержать его или мотивировать отказ.

На пути привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ стоит много препятствий и участники рынка с разных сторон видят свои способы их преодоления.

Крупный инвестор теплоэнергетики корпорация Fortum отмечает, что

тарифы слишком несбалансированные, причем отличаются как от региона к региону на 30-50%, так и внутри одного региона в 2-4 раза.

«Это не связано с платежеспособностью населения и объяснений этому нет никаких. Это просто исторически сложившийся тариф», — сказал на заседании глава дивизиона Fortum «Россия» Александр Чуваев. Он предложил заморозить тарифы там, где они завышены и перебросить дисбаланс на регионы с заниженным уровнем.

Сдерживание тарифов только отпугнет инвесторов, считает управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития по России Наталья Ханженкова.

«Необходимо, чтобы уровень тарифов был достаточным для инвесторов. Инвестор придет в ЖКХ, только если он будет уверен, что эти тарифы покроют текущие издержки, обеспечат нормальную рыночную доходность и позволят вернуть вложенные средства», — сказала Ханженкова, выступая в правительстве. Она подчеркнула, что такой механизм работает в странах Европы.

Идея повышения тарифов для привлечения инвесторов в сферу ЖКХ, безусловно, одна из самых популярных. Руководитель рабочей группы экспертного совета при правительстве, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин подтвердил в разговоре с «Газетой.Ru», что проблема тарифов — ключевая.

«Наша первоочередная задача — это решение проблемы прогноза социально-экономического развития, чтобы в этом прогнозе стояли цифры адекватные тем задачам, которые стоят перед отраслью.

Будет маленький рост тарифов — будет мало инвестиций. Будут больше тарифы — будет больше свободы и больше интересов со стороны банков, организаций в этих инвестпроектах», — сказал Макрушин.

На заседании прозвучало заявление, что граждане платят приблизительно одинаково, что в Хельсинки, что в Челябинске. В Хельсинки тариф в 3 раза выше, но в Челябинске в 3 раза на квадратный метр больше потребление.

По словам участника заседания гендиректора ООО «Региональные инвестиции и городское развитие» Михаила Никольского, повышение тарифов стимулирует население экономить ресурсы, которые сейчас расходуются в несоизмеримым с европейскими нормами объемом. Таким образом, платить придется столько же, если снизится потребление.

«Человеку необходимо 80-120 литров воды в сутки, а мы потребляем сейчас от 250 до 350 литров, — рассказал эксперт «Газете.Ru». — В то же время должно улучшиться качество услуг. Сейчас мы платим столько же, сколько в Европе, но качество услуг гораздо ниже».

Для того чтобы проект по внедрению частных инвестиций в сферу ЖКХ заработал, необходимо не только качественно подготовить программы по каждому отдельному региону, но и запустить успешный пилот, который стал бы примером для остальных, согласились эксперты. Разошлись мнения в том, где именно лучше его запускать.

На заседании Никольский предложил попробовать новую схему в Крыму, поскольку в этом регионе в любом случае будут происходить серьезные изменения в сфере ЖКХ.

«Крым сейчас привлекателен тем, что там сложились правила игры, которые все равно будут меняться. Социального бунта не будет, поскольку люди все равно только выиграют, учитывая повышения зарплат и пенсий», — уточнил после заседания Никольский «Газете.Ru». Он напомнил, что теперь вода в Крыму будет экспортной, поскольку поставляется из Украины, а значит, в любом случае станет дороже.

Что касается удорожания услуг ЖКХ в России в случае выбора стратегии привлечения инвесторов повышением тарифов, эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», отмечают, что говорить о конкретных процентах трудно, поскольку каждый отдельный регион требует собственной оценки.

«Речь может идти о повышении на 10-15%, но не выше, потому что есть еще жесткое ограничение — способность населения платить. Для Москвы цифра может быть несколько больше, потому что соотношение расходов на коммунальные услуги и доходов в Москве более оптимистично, чем в других регионах — за счет больших доходов», — рассказал «Газете.Ru» эксперт фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев. Он отметил, что способность населения платить сегодня практически не анализируется, а одной политической установкой менять тарифы проблему не решить.

Если брать пример с других стран, то россиян может ждать увеличение тарифов в два раза, говорит Никольский, приводя в пример Прибалтику и Восточную Европу. «Но эта цена будет социально приемлема, а инвестиционно будет решать проблемы отрасли», — говорит он.

По мнению председателя комиссии Общественной палаты России по местному самоуправлению и ЖКХ Светланы Разворотневой, повышение тарифов само по себе не обязательно и не даст результатов.

«Первое, что нужно инвесторам — стабильные правила игры. Они говорят — можно даже вообще не повышать тарифы, главное не менять правила. Нужны механизмы, в том числе на федеральном уровне, госгарантии. Надо точечно считать по каждому региону с привлечением заинтересованных экспертов. А повышать тарифы — самый просто способ, естественно», — говорит эксперт.

Еще полгода назад, по данным опроса ВЦИОМ, отвечая на вопрос, какие проблемы ЖКХ волнуют население больше всего, 54% респондентов ответили — высокие тарифы на услуги ЖКХ. В то же время низкое качество услуг на втором месте, хотя волнует это всего 11% респондентов.

http://www.gazeta.ru/realty/2014/04/22_a_6002425.shtml

Все о мире строительства (voms.ru), Москва, 23 апреля 2014 11:18

ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ПО РАЗВИТИЮ ЖКХ.

21 апреля 2014 года в Доме правительства (Краснопресненская набережная, дом 2, зал 4-85) состоялось расширенное заседание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве по развитию жилищно-коммунального хозяйства. На заседании обсуждались итоги работы в 2013 году и планы на 2014 год.

 Вел заседание руководитель Рабочей группы, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» — Алексей Вячеславович Макрушин.

 Первым слово для выступления было предоставлено руководителю Открытого правительства — Михаилу Анатольевичу Абызову. Он кратко напомнил собравшимся о работе, проделанной Рабочей группой в 2013 году, и охарактеризовал ее как очень успешную. На основании итогов этой работы он предложил наметить задачи на 2014 год.

Далее слово было предоставлено Министру строительства и ЖКХ РФ — Михаилу Александровичу Меню: «От нас регионы ждут не дискуссий, а конкретных действий. Одной из важных тем, которые были одобрены Президентом на заседании Президиума Экономического совета — привлечение негосударственных инвестиций в сектор ЖКХ. По этому пути идет весь мир.

 Докладываю вам, что было сделано Министерством за последнее время: сегодня в правительство внесены проекты постановлений о порядке учреждения инвестпрограмм в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

 Второе, о чем я хотел доложить: прияты приказы Минстроя, определяющие порядок определения целевых показателей в сфере теплоснабжения, водоотведения, а также в сфере обращения твердых бытовых отходов. Минстрой инициировал изменения правил установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, где защищенной статьей становится предпринимательская прибыль в размере 5% от выручки. Эта выручка фиксируется только при условии выполнения всех взятых на себя обязательств и установленных целевых показателей. Очень важно дать «в белую» зарабатывать компаниям в ЖКХ. Этот проект до конца месяца будет доработан и внесен в Правительство РФ.

Третье. Мы вместе с регионами начали внедрение новых правил по привлечению инвесторов в ЖКХ. Для этого мы готовим модельную «дорожную карту», которую должен будет утвердить каждый губернатор, но по согласованию с нашим ведомством.

 Нам понадобятся конкретные результаты, чтобы мы могли оценить, как начали работать наши реформы. Для этого мы начнем сопровождать пилотные проекты по привлечению частных инвестиций в ЖКХ. Мы очень заинтересованы в позиционировании лучших практик и примеров.

Через год мы сможем оглянуться назад и понять, в правильном ли направлении мы двигаемся и, в случае необходимости, подкорректировать нормативно-правовую базу».

 По мнению главы наблюдательного совета «Фонда содействия реформированию ЖКХ» — Сергея Вадимовича Степашина: «Хорошая идея привлечения частных инвестиций в ЖКХ особенно в небольших городах численностью до 100 тысяч человек фактически провалилась. Никакой инвестор туда не идет. Не идет по простой причине — риск невозврата средств.

Что предлагает в связи с этим Фонд? Инвестировать в сферу ЖКХ небольших муниципалитетов можно, предоставляя субсидии из средств Фонда ЖКХ на условиях возвратности, платности и срочности».

По мнению С.В. Степашина, это должны быть субсидии на срок до 30 лет по ставке не более 3% годовых.

«В течение месяца предлагаю вам либо поддержать наши предложения, либо мотивировать, почему нет», — сказал он, обращаясь к членам Рабочей группы.

В обсуждении проблемы принял участие президент ОАО «Российские коммунальные системы» — Игорь Николаевич Дибицев, который затронул тему недостаточности тарифов на коммунальные услуги для обеспечения рентабельности бизнеса. Выступление прокомментировал А.В. Макрушин: «За прошлый год убытки в теплоснабжении и водоснабжении составили в сумме 80 млрд. руб., а кредиторская задолженность выросла на 90 млрд. руб.».

 Тему роста тарифов продолжил исполнительный вице-президент корпорации Fortum, Глава дивизиона «Россия» — Александр Анатольевич Чуваев. Он отметил несбалансированность тарифов в регионах. По его мнению, разница тарифов никак не связана с платежеспособностью населения, а сложилась исторически, путем пробивания этих тарифов аффилированными с властью компаниями. Он предложил использовать расчетные методы для определения предельных тарифов.

 Выступление А.А. Чуваева напомнило М.А. Абызову о «вопиющей истории в Челябинске», когда компания Fortum хочет вложить в модернизацию системы теплоснабжения 72 млрд руб., и на протяжении пяти лет не может получить от властей решения о передаче самортизированных сетей. «Это даже не бардак и не бесхозяйственность. Это беспредел. Из-за мелких интересов некоторых чиновников мы просто лишаемся инвесторов», — возмутился М.А. Абызов.

Он подчеркнул, что в Челябинске проводился эксперимент по сравнению платежей за теплоснабжение между европейскими и российскими городами. Этот эксперимент показал, что в идентичном жилье стоимость теплоснабжения в течение года в Челябинске и Хельсинки практически одинакова, хотя уровень доходов населения значительно различается.

 «Я хотел бы, чтобы у нас появился перечень регионов, которые препятствуют привлечению инвестиций в сферу ЖКХ. Инвесторы уходят, и на этом наживаются конкретные чиновники. Этому надо положить конец. В первую очередь, составить такой список», — заявил М. А. Абызов. Он предложил провести следующее заседание Экспертного совета в Челябинске.

 Управляющий директор по России Европейского банка реконструкции и развития — Наталья Владимировна Ханженкова отметила два принципиально важных момента: стимулирование подготовки пилотных проектов для привлечения частных игроков на основе лучших практик и внедрение долгосрочных тарифов, обеспечивающих стабильность и прозрачность правил игры.

 Она предложила Министерству подумать о создании Центра ГЧП для сектора ЖКХ, который помогал бы регионам в подготовке проектов. Эту идею подхватил заместитель Министра строительства и ЖКХ — Андрей Владимирович Чибис.

 Вице-губернатор Санкт-Петербурга — Владимир Александрович Лавренцев рассказал о проектах, реализуемых в Санкт-Петербурге: десятилетней модели реализации разработанной схемы водоснабжения и водоотведения, обеспечения теплоснабжением города Кронштадта, реконструкции мощностей по переработке твердых бытовых отходов. Он предложил создать первый центр ГЧП в Санкт-Петербурге.

 «Банки проявляют интерес к созданию кредитного продукта по капремонту многоквартирных домов», — сообщил руководитель Главного управления Госжилинспекции Московской области — Александр Борисович Коган. Он пояснил, что один из таких пилотных проектов можно реализовать на территории Московской области. «Мы готовы внести предложения совместно с банками ВТБ и «Газпромбанком» для создания такого кредитного продукта для долгосрочного кредитования капитального ремонта по фонду кооператора и по спецсчетам», — сказал А.Б. Коган.

Высокий интерес банков к такому продукту отметил М.А. Мень: «Мы провели совещание с руководством Сбербанка. Действительно, интерес их очень высокий». Он согласился с предложением А.Б. Когана реализовать один из пилотных проектов на территории Московской области.

Вице-президент ОАО «Газпромбанк» — Денис Викторович Баранец сообщил, что готовятся две модели, по которому банк готовится кредитовать под капитальный ремонт ТСЖ и региональных операторов.

 Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству — Елена Леонидовна Николаева обратила внимание на разброс нормативов потребления.

 Затем в дискуссию включились приглашенные эксперты.

 Подводя итоги обсуждения, М.А. Абызов сказал: «Необходимо четкое разъяснение со стороны государства политики в части регулирования тарифов и платежей. Люди этого не понимают. Поэтому, одна из задач, которую я поставил перед экспертным советом на 2014 год, это реализовать проект, который называется «Понятный тариф». Начнем с Ульяновска, Москва будет реализовывать это тоже в этом году. Всем должно быть понятно из чего и как формируется итоговый платеж для гражданина.

 Второе. Центр ГЧП на федеральном уровне поддерживающий реализацию проектов концессионного характера в ЖКХ, площадка для привлечения инвестиций в ЖКХ, необходимо в ближайшее время институционально оформить. Необходимо подготовить план, чем непосредственно он будет заниматься в 2014 году. Центр ГЧП должен анализировать не только лучшие практики, но он должен быть «приемным окном» для худших практик.

Еще одно. Необходимо разработать систему показателей оценки эффективности деятельности власти по управлению сектором ЖКХ. Без нее работа носит не вполне системный характер».

http://www.voms.ru/ml/n57.html