«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
22 октября 2018

Дайджест СМИ от 22 октября 2018г.

Энергетика и промышленность России (eprussia.ru), Санкт-Петербург, 21 октября 2018 19:37

НЕ ХВАТАЕТ МОТИВАЦИИ

Энергоэффективность

Участники РЭН-2018 обсудили причины, которые тормозят работу в области энергосбережения.

По текущим оценкам, до 40 % энергозатрат в России приходится на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Участники Международного форума «Российская энергетическая неделя» убеждены, что это проблема не только ЖКХ, но и в целом экономики страны.

Особенности трансформации ЖКХ в контексте задач, определенных указом президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», рассматривались на Всероссийском совещании «Реализация потенциала энергосбережения — условие успеха национального проекта «Жилье и городская среда».

Капля в море

— В майских указах президента поставлены новые задачи как в жилищной сфере, так и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Одной из основных является обеспечение устойчивого сокращения объемов непригодного для проживания жилищного фонда, а также создание современной, комфортной для граждан и технологичной городской среды, — отметил председатель наблюдательного совета ГК — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. — На мой взгляд, выполнение поставленных задач невозможно без применения энергоэффективных технологий и мероприятий по энергосбережению. В том числе в части создания энергоэффективной городской и коммунальной инфраструктуры.

Спикер сообщил, что начиная с 2010 г. в ряде субъектов реализованы пилотные проекты по переселению граждан из аварийного жилья в энергоэффективные дома, возведенные с участием средств госкорпорации. На данный момент построено 154 таких здания в 37 регионах.

— Конечно, это капля в море, мы только в начале пути, но уже есть наработки, реальные проекты, мы видим эффект от этой работы, — заявил он. — Кроме того, наш Фонд впервые в стране предложил широко использовать энергоэффективные технологии при строительстве многоквартирных домов и проведении капитального ремонта. В результате размер экономии в платежках за жилищно-коммунальные услуги в подобных домах в среднем составляет 28 %, а в тех же жилых домах, где были применены технологии на основе возобновляемых источников энергии, наблюдается до 40 % экономии.

По расчетам Фонда, прогнозный размер экономии на стоимости энергоресурсов и внедрении энергоэффективных технологий при строительстве около 1,5 млн квадратных метров жилья, а в ближайшее время нужно будет расселить 13 млн квадратных метров жилья, с участием средств госкорпорации составляет 500 млн руб. в год.

— Для этого мы должны предпринять ряд мер. Прежде всего, закрепить на законодательном уровне обязательное условие о применении энергоэффективных технологий при строительстве многоквартирных домов по программе переселения граждан из аварийного жилья. Другими словами, хватить строить новые хрущевки, мы живем в XXI веке, — сказал Сергей Степашин. — Во-вторых, необходимо продолжить модернизацию коммунальной инфраструктуры. Один из пилотных проектов, предложенных президентом в этом направлении, «Чистая вода», предполагает модернизацию систем водоснабжения малых и средних городов. В-третьих, нужно повысить энергоэффективность уже построенных жилых домов при помощи муниципалитетов за счет проведения комплекса энергосберегающих мероприятий, в том числе при капитальном ремонте многоквартирных домов. Параллельно идет активная работа по вовлечению в этот процесс граждан в рамках проекта «Школа грамотного потребителя». Важно стимулировать россиян к самостоятельному энергосбережению, обучать их, рассказывать о преимуществах применения энергоэффективных технологий.

Цель номер один — наладить администрирование

Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков считает, что сегодня необходимо сконцентрировать внимание на государственном регулировании в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

— Мы уже внесли в правительство законопроект об информировании потребителей относительно класса энергоэффективности при сделках по купле-продаже квартир. Не секрет, что в настоящее время класс энергоэффективности дома становится конкурентным преимуществом в процессе продажи квартиры. Нашу идею поддержали коллеги из других ведомств, — сообщил он.

К слову, по информации Минэкономразвития, сейчас 70 % многоквартирных жилых домов имеют класс энергоэффективности ниже B. При этом ежегодно вводится более 65 % домов с классом энергоэффективности выше B.

— Таким образом, благодаря новому строительству, меняется структура энергоэффективности многоквартирных домов. Самое главное теперь — не снижать темпы, — подчеркнул господин Вахруков, добавив, что каждый год в России вводится порядка 12 % домов класса энергоэффективности А и А+. Эта тенденция должна сохраниться в дальнейшем, и еще больший процент домов должен переходить в классы энергоэффективности B и выше.

Между тем ведомство уделяет большое внимание введению в России культуры энергоэффективности. Так, в правительство уже направлено предложение по дифференциации ставок по налогу на имущество в зависимости от класса энергоэффективности дома. Сейчас по этому вопросу идут дискуссии с Министерством финансов РФ.

— У нас много хороших идей относительно развития энергосбережения и повышения энергоэффективности, но возникает вопрос относительно администрирования процессов, — говорит Дмитрий Вахруков. — В частности, была идея запуска комплексного проекта, который бы объединил многоквартирные дома, ресурсоснабжающие и бюджетные организации, но этого не удалось сделать. Причины банальны — нехватка данных и нежелание представителей различных организаций работать сообща. Вместе с тем не возникает сомнений, что на региональном и федеральном уровне нужно навести порядок с администрированием процессов энергоэффективности и формализовать этот аспект. Мы подготовили и направили в правительство предложения о создании федерального и регионального центра компетенций путем внесения изменения в № 261 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и наделении его конкретными полномочиями как в регионах, так и на уровне Федерации. Считаем, что формализация этой структуры, полномочия, которые будут туда переданы, а они сейчас разрознены в региональных и федеральных министерствах, позволят эффективно администрировать процессы, в том числе в части финансирования мероприятий.

Кроме того, Минэкономразвития направило в правительство предложения по возможности софинансирования программ капитального ремонта многоквартирных домов. Речь идет именно об энергоэффективных мероприятиях.

— Мы предложили выделять на софинансирование 23 миллиарда рублей в год, но это предварительная сумма, ее нужно обсуждать с экспертным сообществом. Параллельно необходимо проработать вопрос администрирования повышения энергоэффективности в многоквартирных домах и решить, кто будет заниматься этим — фонд энергоэффективности или фонды капитального ремонта. Вариантов масса, какой-то из них придется выбрать.

В поисках стимулов

Дмитрий Вахруков заострил внимание на том, что какие бы мероприятия ни реализовывались в сфере энергосбережения, от них не будет эффекта, если не появится мотивация:

— Если мы думаем, что у нас очень высокий уровень самоуправления в многоквартирных домах: люди соберутся, решат и начнут качественно что-то менять, вынужден разочаровать — это не совсем так. Значит, мы должны им помочь, возможно, путем введения института, который бы управлял этими процессами. Кроме того, из-за отсутствия должной мотивации заниматься энергосбережением у нас медленно идут процессы в данном направлении. Если добавить к этому дорогие деньги и дешевые ресурсы, то выходит, что тот потенциал экономики, который может быть достигнут путем капиталовложений, редко превышает объемы капиталовложений. Нужно работать в этом направлении.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин также упомянул об отсутствии стимулов для энергосбережения:

— Решение задачи по повышению энергоэффективности предполагает структурные изменения, которые должны коснуться каждого из нас. На сегодняшний день никакой мотивации по проведению энергоэффективных мероприятий нет ни у кого. Электроэнергия продается на рынке не по принципу, сколько ее нужно, а по принципу, сколько ее выработано. У производителей электроэнергии нет стимула понижать выработку — чем больше они продадут, тем больше денег получат.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев заметил, что на данный момент перед отраслью поставлены вполне конкретные задачи: согласно распоряжению правительства от 19 апреля 2018 г. к 2030 г. необходимо уменьшить потери в водоснабжении на 10 %, в теплоснабжении — на 7 %. Потребление тепловой энергии в многоквартирных домах, без учета нового строительства, должно снизиться на 10 %, а электроэнергии на общедомовые нужды — на 15 %.

— Без совместной работы министерств, Фонда содействия реформированию ЖКХ, муниципалитетов и регионов достигнуть обозначенных показателей не удастся. Однако заниматься вопросами энергосбережения нужно не только в рамках реализации национального проекта, а на постоянной основе, тогда будет видимый результат, — резюмировал глава ведомства.

https://www.eprussia.ru/epr/352/126894.htm