«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
22 ноября 2016

Дайджест СМИ от 22 ноября 2016г.

Бюллетень оперативной информации Московские торги (boi-mt.ru), Москва, 21 ноября 2016 15:20

ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

Завершила работу I Международная научно-практическая конференция «Внутренний контроль: риск-ориентированный подход и обеспечение эффективности»

Форум состоялся 27 октября 2016 года в стенах Российского экономического университета им. Плеханова. Ее организаторами выступали Федеральное казначейство, Главное контрольное управление города Москвы, Российская академия наук и РЭУ. Основными темами обсуждения стали вопросы активизации внутреннего контроля в современных экономических условиях, взаимодействие внутреннего и внешнего контроля, переход от тотального контроля к риск-ориентированному подходу и роль контрольной деятельности в решении задач экономического развития страны.

В пленарном заседании приняли участие более 250 человек из 70 регионов страны, а также представители Белоруссии, Казахстана и Германии. Его модератором выступил начальник Главконтроля Евгений Данчиков. Открывая работу форума, он подчеркнул, что контроль призван быть в первую очередь инструментом не ограничения, а развития. Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился ректор РЭУ Виктор Гришин. Он отметил знаковую роль контроля для управления финансами в целом. Вместе с тем он сообщил, что в стране имеется целая армия контролеров (по некоторым данным, около миллиона человек), однако нередко возникают проблемы с координацией их работы, с наличием соответствующей нормативно-правовой базы.

ГЛАВНОЕ — НЕ НАВРЕДИ

С первым докладом выступил председатель наблюдательного совета госкорпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин. Напомним, что в 1990-е годы он руководил рядом министерств и ведомств силового блока, в 1999 году занимал пост премьер-министра, а в 2000 — 2013 годах возглавлял ключевой контрольный орган страны — Счетную палату РФ. Сергей Степашин начал свое выступление с оценки экономической ситуации в целом. В частности, он не в полной мере согласен с утверждениями Минэкономразвития РФ о том, что страна уже выходит из кризиса, а также с тезисом, что западные санкции не мешают развитию российской экономики. Говоря о мировых ценах на сырьевые ресурсы, Степашин призвал свыкнуться с тем, что «нефтяного счастья больше не будет», а также привел в пример Норвегию, которая создала нефтяной фонд, ставший стимулом развития других отраслей экономики, чего в нашей стране не сделано. Однако нынешняя ситуация тоже не самая плохая: в 1990-е годы было намного хуже — примерно так, как сейчас на Украине.

Перейдя к основной теме, Сергей Степашин отметил, что система контроля в стране сложилась; в нее входят и Счетная палата, и прокуратура, и ряд других ведомств. По его словам, контроль должен преследовать две основные цели: 1) навести порядок в бюджетной сфере; 2) дать ответ в отношении каждой значимой программы — нужно ли в нее вкладывать деньги?

В первом случае уже есть определенные результаты, к числу которых он отнес и возбуждение уголовных дел против нескольких губернаторов. В то же время экс-глава Счетной палаты считает, что контролер должен исходить из того же принципа, что и врач: «не навреди», а наказание должно быть крайней мерой. В завершение своего выступления Сергей Степашин заявил, что страна должна быть благополучной для людей, а не для чиновников.

ГОСЗАКАЗ ПОД КОНТРОЛЬ АНАЛИТИКОВ

С докладом «Актуальные вопросы деятельности Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля» выступил руководитель ведомства Роман Артюхин. Он напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 к казначейству перешли полномочия по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере. Руководитель Федерального казначейства отметил, что необходимо обеспечить единство правоприменения в сфере контрольной деятельности. В своем докладе он также упомянул такие инструменты, как бюджетный мониторинг и казначейское сопровождение контрактов. Кроме того, Роман Артюхин подчеркнул, что казначейство, по сути, является бюджетным банком, а значит, должно проверять бюджетные учреждения примерно так, как банк проверяет своих клиентов. Причем мониторинг надо проводить не только в отношении самих участников бюджетного процесса, но и в отношении их контрагентов — исполнителей (и даже соисполнителей) госконтрактов, заключенных этими ведомствами.

Затем перед участниками конференции выступил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. По словам сенатора, программный подход при формировании бюджета, подразумевающий нацеленность на результат, пока еще не стал реальностью. Так, в настоящее время на федеральном уровне принято 40 государственных программ (38 из них имеют паспорта); на их реализацию уходит 48% расходов бюджета. Вместе с тем, по данным Счетной палаты, 18 из этих госпрограмм не подлежат оценке. Так как же их принимали? Растет дебиторская задолженность по доходам, которая по итогам прошлого года составила 1,4 трлн руб. В ее основе — фиктивные валютные сделки, маскирующие вывоз денег за рубеж. Правда, в этой сфере начали наводить порядок. За подобные действия были отозваны лицензии у 46 банков. Сейчас идет объединение информационных ресурсов налоговой службы, таможни и некоторых других ведомств с целью совместно противостоять этим махинациям. Дебиторская задолженность по расходам составила 3,3 трлн руб. Главной ее причиной Рябухин назвал разрешение на 100%-ное авансирование госзаказа. По мнению сенатора, в этой связи нужно провести серьезные контрольно-аналитические мероприятия.

УПОР НА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Главный аудитор Центрального банка России Валерий Горегляд выступил с докладом «Актуальные вопросы внутреннего аудита в Банке России». По его словам, ЦБ должен быть мегарегулятором, регулирующим все финансовые сектора экономики. Надо, чтобы он мог отслеживать все активы и транзакции во всех отраслях. Кратко описав систему аудита ЦБ, Валерий Горегляд выделил три ключевых принципа, на которых она основана: независимость, непрерывность и риск-ориентированный подход. В Банке России ведется аудит эффективности, аудит проектов, различные мониторинги и т. д. Говоря об институте внутреннего контроля и аудита в коммерческих банках, Горегляд отметил, что в мелких и средних банках он часто построен формально, так как собственники не чувствуют заинтересованности в его улучшении, но в крупных банках ситуация существенно лучше. Кроме того, докладчик сделал небольшой экскурс в историю: рассказал об эволюции системы внутрикорпоративного контроля и аудита с 1970-х годов до настоящего времени. В частности, он отметил, что сейчас специалисты по банковскому аудиту должны хорошо разбираться в IT-технологиях и IT-безопасности.

Перед участниками форума выступил еще один представитель банковского сектора — председатель правления АО «МСП Банк» Дмитрий Голованов. Говоря о системе внутреннего контроля в коммерческих банках, он отметил, что все зависит от целей, которые ставят собственники: нужен этот контроль им, просто для того чтобы отчитаться или же чтобы самим правильно оценивать риски, возникающие в банковской деятельности? Переходя к своему банку, принадлежащему госкорпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, Дмитрий Голованов отметил, что корпорация весь последний год работала над увеличением госзакупок и закупок крупных госкомпаний у субъектов МСП, которые уже перевалили за 1 трлн руб. Однако в этой связи возникают проблемы с кредитованием малого бизнеса. Дело в том, что когда банк работает с крупными проектами, то может осуществлять проверки от месяца до полугода. В случае же с МСП решение о возможности предоставления кредита надо принимать быстро, что, естественно, связано с большим риском. В этой связи необходимо развивать риск-менеджмент, работать с огромными базами данных, что позволяет быстро собрать максимальный объем информации о данном субъекте МСП, использовать новые диджитализированные (цифровые) технологии, за которыми будущее. Комментируя его выступление, Евгений Данчиков отметил, что опыт корпоративного сектора очень важен и для государственных контролеров.

ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ, С ОПОРОЙ НА ВНУТРЕННИЙ

Председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских выступил с докладом «О взаимодействии органов внешнего и внутреннего финансового контроля». В начале своего выступления он сообщил о совместной работе КСП, Главконтроля и представителей федеральных ведомств. В ее рамках были созданы рабочие группы по организации информационного взаимодействия, по классификации нарушений и недостатков, по внутреннему контролю и аудиту, что существенно помогает контролирующим органам координировать свою деятельность. При этом глава КСП отметил, что, согласно всем стандартам, внешний контроль той или иной организации должен начинаться со знакомства с ее системой внутреннего контроля. Говоря о работе своего ведомства, Виктор Двуреченских напомнил, что КСП контролирует не только городской бюджет, но и бюджеты всех столичных муниципальных образований, кроме Троицка и Щербинки, где существуют свои счетные палаты. Речь также шла о других объектах контроля, о бюджетных рисках и их оценке, о планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП. В частности, московские аудиторы проводят мониторинги рисков при реализации важнейших программ. В качестве примеров можно привести строительство Московского центрального кольца и подготовку к футбольному чемпионату 2018 года. Резко выросло количество аудитов эффективности: в этом году КСП проводит 11 таких мероприятий. Евгений Данчиков в свою очередь заверил коллегу, что предложения КСП обязательно будут учтены органами городского правительства.

Начальник контрольно-аналитической службы президента ОАО «РЖД» Михаил Бесхмельницын говорил о важности контроля эффективности проектов, ведь ряд проектов могут стать точками роста экономики. В качестве таких примеров, реализуемых в железнодорожной отрасли, он назвал создание МЦК и строительство целого ряда скоростных магистралей. В рамках своего выступления Михаил Бесхмельницын анонсировал, что не позднее 2021 года поезда будут ходить по МЦК в автоматическом режиме — без машинистов.

Выступившая следом за ним заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ Галина Бобрышева рассказала о риск-ориентированном подходе к борьбе с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма. По ее словам, система, созданная в этой области, является хорошим примером частно-государственного партнерства. Оно заключается во взаимодействии внешних контролеров (ЦБ, Росфинмониторинга и ряда других федеральных ведомств) с внутренним контролем, организованным в банках, а также в ряде небанковских финансовых организаций и некоторых нефинансовых организациях, имеющих отношение к данной проблеме.

ПЕРЕХОД НА ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

С последним, завершающим докладом выступил заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский. Он напомнил, что начиная с 2013 года глава государства дал ряд поручений по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности. Стратегическим направлением работы в этой области является совершенствование нормативно-правовой базы в сторону ухода от избыточного контроля и использования риск-ориентированного метода. Кроме того, недавно была поставлена еще одна стратегическая задача: перевести контрольно-надзорную деятельность на проектное управление. На практике это означает нацеленность контролеров на получение социально значимых эффектов от их работы. Говоря о рискориентированном подходе, Валентин Летуновский отметил необходимость выработки единых методик, определить главные, наиболее значимые риски. Дело в том, что если взять слишком много рисков, то контроль на базе рискориентированного подхода сведется к тотальному контролю, от которого мы хотим уйти.

Завершая пленарное заседание, Евгений Данчиков в очередной раз подчеркнул, что контролер должен в первую очередь работать на предотвращение нарушений. Приходить и наказывать — это крайняя мера, но иногда она тоже бывает необходима. В рамках состоявшейся дискуссии докладчики ответили на целый ряд вопросов участников форума.

Во второй половине дня состоялось первое заседание Совета органов внутреннего государственного финансового контроля, которое прошло в закрытом режиме и было посвящено утверждению «дорожной карты» совета и обсуждению ряда рабочих вопросов. В ходе работы конференции ее участники и гости имели возможность принять участие в экскурсиях по РЭУ, ознакомиться с историей и традициями ведущего экономического вуза страны.

http://boi-mt.ru/fullelectro/48393

 

Председатель ТСЖ, Москва, 21 ноября 2016 6:00

«ЧАС С МИНИСТРОМ» — ЧАС ОСТРЫХ ВОПРОСОВ

Новый онлайн-проект Общественной палаты РФ (ОП РФ)»Час с министром» стартовал в июле 2016 г. Его целью является онлайн-общение министров правительства РФ с региональными общественными палатами, оглашение обращений граждан, поступивших в ОП РФ по профилю министерства. Существует возможность через онлайн-чат писать свои вопросы и комментарии. Вопросы необходимо задавать только по профилю министра, который может ответить на обращение сразу либо взять его на дальнейшую разработку. Периодичность встреч с руководителями ведомств — 1 раз в месяц. График участия глав ведомств в проекте формируется исходя из запроса регионов.

Курирует этот проект секретарь ОП РФ Александр Бречалов. 11 октября состоялся очередной «Час с министром», на котором Михаил Мень — министр строительства и ЖКХ России ответил на вопросы, поступившие из регионов страны.

Наиболее острым вопросом, затрагивающим права собственников жилья всей России, был вопрос о незаконном использовании органами местного самоуправления (третьими лицами) общего домового имущества в МКД и проблеме его возврата законному владельцу. Наталья Николаева — председатель ТСЖ «Добролюбова, 19», член общественного совета при вице-губернаторе СПб по содействию уполномоченным исполнительным органам госвласти СПб в осуществлении контроля за выполнением обязательств организациями жилищно-коммунального комплекса, обратилась к министру:

Н. Николаева: У нас проблема № 1 в МКД Санкт-Петербурга — отчуждение конструктивных элементов домов и подвалов. Т. е. в настоящий момент, к сожалению, наш комитет имущественных отношений продолжает продавать чердаки, подвалы и даже колясочные. Вот вопрос: какие все-таки меры Министерство предпримет по остановке этих хищений, как простое банальное воровство общего имущества, которое в силу закона принадлежит всем собственникам. Такая же ситуация и в Москве. Из 1200 объектов, которые продает департамент имущества в Москве, 498 подвалов. Ну, это дважды два четыре, это элементарно. Каждый дом состоит из чердака и подвала, т. е. процесс нужно просто останавливать. Спасибо.

М. Мень: Проблема известна нам, не только она касается Петербурга и Москвы, она большинства крупных городов касается. Кое-какие меры мы принимаем. Андрей Владимирович, как мой заместитель, сейчас доложит по конкретике. Пожалуйста.

А. Чибис: Мы действительно заняли достаточно жесткую позицию в отношении всех этих подвалов, чердаков и всего ОДИ. Наши жилинспекторы по обращениям выходят и дают свое заключение по этому поводу. Вчера, кстати, был видео-селектор с участием представителей общественных палат, центров общественного контроля, мы подробно рассматривали эти вещи. Но по Петербургу — там действительно есть пока вопросы продолжения выставления на торги этого имущества. По Москве недавно был доклад на заседании Правительства по Москве, то, что в казну в свое время в 90-е забрали, в начале 2-тысячных, долевое имущество Москва отдает собственникам. Правда, есть проблема, — не все собственники готовы его брать. Не все понимают, что с этим делать. Но, тем не менее, мы с коллегами из Генеральной прокуратуры отработали, и они с нами абсолютно солидарны, есть спорные ситуации, которые можно в суде решить. Но общая политика, задача — чтобы общедолевое имущество было общедолевым имуществом собственников МКД, и они могли дополнительно доходы из этого извлекать, чтобы содержать свой дом. С. Степашин: Два момента. Первый. Я с Полтавченко сегодня переговорю, как земляк с земляком, тем более мы когда-то служили вместе. Второе. Андрей, нужно дополнить было, что согласно жилищному законодательству, Жилищному кодексу, и подвалы, и крыши, — все это собственность жильцов. Т. е., тот, кто изымает, тот преступник, должен сидеть сами знаете где. Сначала в следственном изоляторе, а потом под судом. Вот из этого давайте исходить! Вот те, кто слышит нас в регионах, имейте это в виду.

(Стенограмма составлена с прямой трансляции из Общественной палаты РФ https://oprf.ru/press/conference/2325) Повторю. Актуальность возврата захваченного общего домового имущества (ОДИ) в МКД — общероссийская проблема.

Органы местного самоуправления в этом процессе, в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления (ETS № 122), ратифицированной РФ Федеральным законом 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ, должны быть в авангарде работы по возврату незаконно удерживаемого чужого имущества, используемого с целью незаконного обогащения, в нарушение интересов собственников жилья, местного населения. Статья 3. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. (ETS № 122).

Ситуацию, сложившуюся в России, можно и нужно квалифицировать однозначно: криминал. Этот факт впервые признал столь компетентный человек — доктор юридических наук, профессор, генерал-полковник запаса и уважаемый чиновник, как Сергей Степашин.

Министр Михаил Мень резонно предоставил своему заместителю слово — доложить о конкретике. Однако именно конкретики от Андрея Чибиса мы и не услышали.

Мы все прекрасно помним «письма счастья» от 23-24 июля 2015 г. направленные генеральному прокурору РФ, руководству Росреестра России, главам регионов, руководителям региональных жилинспекций:

Извлечение из письма от 24.07.2015 № 23061-АЧ/04 Генеральному прокурору России:

«Учитывая вышеизложенное, а также во избежание нарушения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, Минстрой России просит оказать содействие и поручить территориальным органам прокуратуры обратить особое внимание на обращения, предметом которых является информация о фактах нарушения правового режима пользования общим имуществом в многоквартирном доме, особенно когда речь идет о возможном отчуждении такого имущества».

Извлечение из письма от 24.07.15 № 23064-АЧ/04 руководителю Росреестра России:

«Учитывая вышеизложенное, а также во избежание нарушения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, Минстрой России просит оказать содействие в рамках компетенции Росреестра в защите законных прав собственников помещений в многоквартирных домах и довести до всех территориальных органов Росреестра информацию о недопустимости регистрации права собственности на объекты имущества, имеющие характерные признаки элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

Извлечение из письма в региональные Госжилинспекции от 23.07.2016 № 22877-АЧ/04:

«Учитывая вышеизложенное, Минстрой России обращает внимание на необходимость выявления подобных инцидентов на территории субъекта Российской Федерации и при обнаружении соответствующих фактов, а также в случае поступления обращений по данному вопросу, незамедлительно проводить проверку правомерности принятия таких решений, в том числе обращаться за содействием в территориальные органы прокуратуры в целях принятия мер прокурорского реагирования». Мы все читали эти письма Минстроя, но какой из них толк? Может, работники министерства дадут конкретный ответ, что сделано во исполнение «писем счастья», где и сколько тысяч квадратных метров площадей незаконно используется органами местного самоуправления в нарушение закона, в каком объеме разрешены проблемы, причем не только в столичных городах, но и в провинции. Напомню, в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Это прекрасно известно руководству Минстроя, что подтверждается цитатой из письма правового департамента Минстроя от 17 августа 2016 г.№ 26526-ОС/02: «Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера».

Из данного посыла следует, что заместитель министра А. Чибис вместо разработки юридически значимых документов, вместо отдачи приказа своим жилинспекторам с соответствующей мерой ответственности за его неисполнение, разработки, как сейчас модно называть, «дорожной карты», зарегистрированной в Минюсте России, определяющей юридический порядок возврата из чужого владения общего имущества собственников жилья, а следовательно, обязательной для исполнения на всей территории России структурами всех уровней власти и гражданами Российской Федерации, на протяжении уже не одного года, признавая проблему, не желает ее решать по существу.

Активисты жилищного движения, его лидеры в ТСЖ, ЖСК, ТСН, ходят в суд, как на работу, тратят невосполнимый ресурс — время, которое принадлежит людям, ради кого они работают, а также финансовые средства — на доказывание прописных истин, которые должен и обязан прописать Минстрой России, вынести на уровень Правительства Российской Федерации, разрешить, наконец, вопрос: «Что делать с вором, который использует закон по своему разумению, а чужое имущество на свое обогащение». А министр должен спросить со своего зама за конкретику, о которой он просил доложить на «Часе с министром». Но конкретики в прямом эфире не прозвучало. Как было отмечено куратором проекта секретарем общественной палаты А. Бречаловым, есть только мечты и обещания светлого будущего.

Поэтому знаменитая фраза Глеба Жеглова, на которую намекнул Сергей Степашин, должна работать: «ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ!», а далее, как сказал Сергей Вадимович: «Сначала в следственном изоляторе, а потом под судом. Вот из этого давайте исходить! Вот те, кто слышит нас в регионах, имейте это в виду!»

Сергей Степашин — российский государственный и политический деятель. Директор Федеральной службы безопасности РФ (1994-1995). (1997-1998). Министр внутренних дел РФ (1998-1999). Председатель Правительства РФ (с мая по август 1999). Председатель Счетной палаты РФ (2000-2013). Доктор юридических наук, профессор, генерал-полковник запаса. Сопредседатель Ассоциации юристов России. С 2007 — председатель Императорского Православного Палестинского Общества. С 2014 — председатель наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ.