«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
22 июля 2019

Дайджест СМИ от 22 июля 2019г.

Экоград (ekogradmoscow.ru), Москва, 19 июля 2019 19:17

ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ АССАМБЛЕИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ

16 июня 2019 года в зале заседаний Общественной палаты РФ (Москва, Миусская пл., д. 7) прошло первое заседание Ассамблеи региональных общественных советов в сфере строительства и ЖКХ. В состав Ассамблеи входят 123 представителя общественных советов из 78 регионов Российской Федерации.

Ассамблея региональных общественных советов в сфере строительства и ЖКХ создана по инициативе Общественного совета при Минстрое России для получения независимой обратной связи от представителей общественности, власти и бизнеса по вопросам современного законодательства и правоприменительной практики в области строительства, реализации важнейших задач отрасли в регионах.

Организаторами мероприятия выступили Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Общественный совет при Минстрое России, Комиссия ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам.

Заседание проходило под председательством главы наблюдательного совета Фонда ЖКХ, председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Вадимовича Степашина. В мероприятии также приняли участие Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Александрович Фадеев и заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Волков.

Открывая заседание, С.В. Степашин отметил: «Цифра, обозначенная Президентом, — построить 150 млн кв.м жилья, — очень серьезная. У многих возникает вопрос, выполнима ли вообще эта задача. Однако если президент ставит задачи, их надо выполнять. Еще одна важная тема — формирование городской среды, ЖКХ, тарифы. Есть поручение президента к 1 июля этого года подготовить механизмы, связанные и с переселением из аварийного жилья, и с определением категорий аварийного и ветхого жилья. Главная наша задача — это чтобы мы решали эти задачи, координируя нашу совместную деятельность».

Он сообщил, что созданная год назад Ассамблея уже внесла существенный вклад в запуск национального проекта «Жилье и городская среда» и подчеркнул: «Те задачи, которые Президент и Правительство России ставят перед отраслью, мы можем решить только при поддержке общества. Нам сегодня предстоит обсудить ход реализации национального проекта, новые механизмы переселения из аварийного жилья, роль общественных советов в мониторинге исполнения указов Президента Российской Федерации. Хотелось бы, чтобы вы поделились опытом успешного решения проблем, обозначили болевые точки и дали конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы».

В своем приветственном слове В.А. Фадеев заявил: «Тема модернизации ЖКХ несколько лет была в топе, но она вышла из него, хотя никакой модернизации мы не провели. Расчеты показывают, что только модернизация тепловых систем даст экономический рост 1% в год. Это же не затраты, не импорт, а производство, в значительной степени внутри страны. Почему мы не можем развернуть эту работу? Проблемы ЖКХ не вошли в национальные проекты, вероятно, потому что эту проблемы очень сложно решить. Мы же по-прежнему тратим в разы больше тепла, чем соседние страны: та же Финляндия, например».

Секретарь ОП добавил, что проблемы, касающиеся переселения из аварийного жилья, тарифов ЖКХ, увеличения рынка арендного и социального жилья должны обсуждаться не только в Москве, а стать общероссийскими. Для этого, по его словам, и нужна Ассамблея региональных общественных советов. Он подчеркнул, что Общественная палата РФ и общественные советы в регионах готовы направить весь свой экспертный потенциал на достижение национальных целей, обозначенных в президентских указах.

«Увеличение объемов ввода жилищного строительства поможет решить один из самых острых на сегодняшний день вопросов — вопрос аварийного жилищного фонда, За шесть лет планируется переселить 530 тысяч человек — только в рамках этой программы. Это колоссальный объем, на него из федерального бюджета предусмотрен 431 млрд руб., а общий объем финансирования превышает пол триллиона рублей», — сообщил Д.А. Волков.

Он озвучил фактические данные: с апреля по июнь 2019 года Фонд ЖКХ рассмотрел и одобрил все заявки регионов, работающих в этом проекте. Сумма финансирования 1 этапа составляет 35 млрд руб., причем 10,4 млрд руб. уже переведены. Остальные деньги поступят после того, как субъекты предоставят реестр заключенных контрактов на приобретение квартир.

«В регионах составлены графики на заключение контактов, ход исполнения в этом году хороший — план уже выполнен на 64%, и мы считаем, что и мы, и субъекты Российской Федерации достаточно ритмично взялись за этот вопрос. Это дает нам основание быть уверенными, что программа будет выполнена», — заявил замминистра.

Он дополнил, что органам исполнительной власти на местах в 2019-2020 годах в рамках первого этапа программы предстоит переселить 64 тыс человек из более чем 26 тыс жилых помещений, площадь которых составит 1 млн 40 тыс кв.м. «Только в этом году переедут восемь тысяч человек. Так, например, первые ключи в рамках федеральной целевой программы получили 49 семей из Липецкой области», — сообщил Д.А. Волков.

В своем докладе «Национальный проект «Жилье и городская среда»: цели и методы» С.В. Степашин обозначил три основных вывода, которые были сделаны из опыта реализации предыдущих программ переселения граждан из аварийного жилья. Во-первых, необходимо очень тщательно вести мониторинг строительства домов для переселенцев, с тем, чтобы не образовывалось «новое аварийное жилье». Во-вторых, при строительстве нового жилья за счет государства необходимо применять современные технологии повышения энергоэффективности. Тогда граждане и муниципалитеты будут тратить меньше средств на оплату энергетических ресурсов. И, в-третьих, тщательное управление проектами со стороны региональных органов власти способно существенно оптимизировать издержки при строительстве новых домов и расселении аварийного жилья.

Говоря о новых механизмах расселения аварийного жилищного фонда, предложения по которым в скором времени будут направлены Правительством РФ в Государственную Думу, он отметил, что необходимы единые для всей страны правила определения величины компенсации собственникам жилья при расселении аварийных домов. Это позволит избежать социальной напряженности, которая возникает в отдельных регионах из-за разницы в законодательстве различных субъектов РФ.

Кроме того, требуется создание специальных региональных программ ремонта «ветхого жилья». Эти программы позволят ему не стать опасным для жизни, синхронизировать процессы расселения аварийного жилья и признания его таковым.

«Еще одной мерой по снижению доли непригодного для жизни жилья может стать усиление контроля за качеством, полнотой и своевременностью проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Ситуация, когда более 200 млрд руб. взносов граждан на капремонт находятся на счетах в банках, а дома продолжают ветшать, является недопустимой», — считает С.В. Степашин.

Далее с сообщениями выступили:

— Разворотнева Светлана Викторовна, заместитель председателя Общественного совета, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»: «Роль общественности в реализации национальных проектов»;

— Борисов Михаил Александрович, член Общественного совета при Министерстве ЖКХ Пермского края: «Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» — проблемы и пути их решения на территории Пермского края»;

— Киреева Любовь Петровна, Заместитель председателя Общественного совета при департаменте жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области: «Опыт Белгородской области при реализации федерального проекта «Жилье»;

— Магомедов Айгун Халидович, член Общественной палаты Российской Федерации: «Опыт Дагестана при реализации федерального проекта «Жилье»;

— Текучева Татьяна Николаевна, председатель Общественного совета при Комитете ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области: «Развитие коммунальной инфраструктуры как важнейшее условие выполнения национального проекта «Жилье и городская среда» в Волгоградской области»;

— Тарасенко Александр Викторович, председатель Общественного совета при Департаменте жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа: «Реализация федерального проекта «Жилье» во взаимосвязи со сферой управления многоквартирными домами на территории Ханты-Мансийского автономного округа»;

— Петров Анатолий Иванович, председатель Общественного совета при Министерстве ЖКХ Республики Крым: «Реализация программы переселения из аварийного жилья — проблемы и пути их преодоления на территории Республики Крым»;

— Часовских Виктор Иванович, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области: «Кадры для нацпроектов — проблемы и перспективы подготовки»;

— Дубовский Анатолий Николаевич, член Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ Республики Башкирия: «Создание сети общественного контроля для информирования и консультирования граждан и участие жилищных активистов в реализации национальных проектов».

В завершение мероприятия участники заседания единогласно выразили надежду и заинтересованность в дальнейшей структурной работе региональных Общественных советов с Общественным советом ведомства и Минстроем России, в том числе при реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»

В ходе состоявшегося пресс-подхода С.В. Степашин и Д.А. Волков ответили на вопросы журналистов.

«Нас более чем устраивает взаимодействие с Общественным советом. Мы получаем качественную, хорошо подготовленную экспертизу ситуации, которая сложилась в регионах. Нам это очень помогает, в сущности, в какой-то степени это даже структурирует работу Министерства. В дальнейшем, я надеюсь, мы эти наработки сохраним», — заявил Д.А. Волков.

http://ekogradmoscow.ru/novosti/pervoe-zasedanie-assamblei-regionalnykh-obshchestvennykh-sovetov-v-sfere-stroitelstva-i-zhkkh

 

Российская газета, Москва, 19 июля 2019 6:00

АВАРИЙНЫЙ СИГНАЛ

Автор: Бухарова Ольга

Разработаны новые механизмы переселения граждан из непригодного жилья

Завтра, 20 июля, истекает срок, установленный поручением Владимира Путина, когда должны быть разработаны новые механизмы в рамках программы по переселению из аварийного жилья. Поправки в Жилищный кодекс и ряд других законодательных актов, в том числе в 185-ФЗ, сейчас в правительстве и в ближайшее время будут направлены в Госдуму (документ есть в распоряжении «РГ»).

Глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин прокомментировал новые инициативы. В частности, он отметил, что необходимы единые для всей страны правила определения величины компенсации собственникам жилья при расселении аварийных домов. Это позволит избежать социальной напряженности, которая порой возникает в из-за разницы в региональном законодательстве. Должен появиться особый порядок признания дома аварийным.

В пример Сергей Степашин привел ситуацию, которая сложилась в Зеленодольске Татарстана. О конфликте, кстати, «РГ» рассказывала еще два года назад. Тогда угроза выселения нависла над жителями 300 домов, которые неожиданно, всего за один день, признали аварийными. Новость об этом произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ведь те, кто покупал квартиры, предварительно наводили справки о жилье, в том числе и в БТИ. Ни о какой аварийности даже речи не было.

Но собственников жилья поставили перед выбором: либо они получают деньги за аварийные метры, либо соглашаются приобрести жилье. Как правило, намного уступающее по площади имеющемуся. Более того выкупную цену в республике установили в размере 11 тысяч 22 рубля за кв. метр — на покупку коммуналки не хватит. А оспаривать в суде решение местных властей себе дороже.

Новыми поправками предусматривается: если у человека в собственности находится несколько жилых помещений в аварийном фонде, субсидия на переселение будет выделена только на одно. Кроме того, по закону, если у людей нет другого жилья, им после выплаты компенсации должны помочь купить новые метры через льготную ипотеку, субсидии, рассрочку и другие формы.

Но это не должно касаться тех, по мнению Степашина, кто приобрел жилье в качестве инвестиций после признания его аварийным.

Например, когда покупают квартиру по дешевке, а потом пытаются получить новое жилье .

Eще одной мерой по снижению доли непригодного для жизни жилья, как считает Сергей Степашин, может стать усиление контроля за качеством, полнотой и своевременностью проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Ситуация, когда более 200 миллиардов рублей взносов граждан на капремонт находятся на счетах в банках, а дома продолжают ветшать, является недопустимой, считает глава наблюдательного совета Фонда ЖКХ.

Много вопросов, по его словам, вызывает и качество ремонта аварийных домов. У Фонда ЖКХ больше всего нареканий к новым домам для переселенцев в Омской, Амурской областях, Якутии.

Что еще предлагается? Новыми поправками регламентируется вопрос распоряжения земельными участками после сноса аварийного жилья. По мнению Сергея Степашина, эта земля должна быть предназначена исключительно для строительства школ, больниц и других социальных объектов. Eще в конце прошлого года с таким предложением выступил глава Минстроя России Владимир Якушев.

«Eсли субъекты примут решение, что квартал сносят, а участок идет под коммерческую застройку, деньги, полученные с аукциона, должны вернуться в программу сноса аварийного жилья», — отметил тогда министр.

Зачастую понятия ветхого и аварийного жилья преподносятся как синонимы. Но это не одно и то же. Теперь законодательно предлагается четко их разграничить. В первом случае необходимо однозначно расселять или реконструировать. Ветхие же бараки, если процент износа будет установлен в пределах 70 процентов, получат специальную программу капремонта. Продление ресурса ветхих домов, считает Сергей Степашин, позволит не увеличивать число домов, признаваемыми аварийными.

Между тем исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева полагает, что законопроект не решит проблему ветхого жилья.

-В программу капремонта не входит комплекс мероприятий по замене балок, перекрытий и других несущих конструкций, которые, как правило, подлежат замене в таких бараках, -рассказала «РГ» эксперт. — Но денег на это не предусмотрено. И перспективы для людей, когда их наконец переселят, остаются туманными. В результате может получиться так, что в ряде регионов попросту отсортируют такие дома как ветхие и залатают там, где хватит средств.

По ее словам, сейчас даже нет точных цифр, сколько в стране ветхого фонда. «Потому что до сих пор не проводился сплошной техосмотр, -считает Разворотнева. -Поэтому представители региональных общественных советов жаловались на то, что никто реально не знает, в каком состоянии находятся дома».

В ряде регионов предпринимались попытки самостоятельно ввести свои критерии состояния домов. Например, в Приморском крае в свое время обследовали дома и присваивали им разные цвета-зеленый, желтый, красный. И когда в бюджете появлялась копейка, они уже знали, какие дома нужно ремонтировать в первую очередь.

Будут единые для всей страны правила определения компенсации собственникам жилья при расселении аварийных домов

В ТEМУ

До конца 2019 года переедут из аварийного фонда восемь тысяч россиян. А в следующем году уже 64 тысячи человек. Однако, по словам Сергея Степашина, еще не все субъекты выполнили старую программу, которая завершилась в 2017 году.

«Аварийная» программа заработала новая, а проблемы остались старые. Например, качество новых домов для переселенцев. У Фонда ЖКХ больше всего нареканий к новым домам для переселенцев в Омской, Амурской областях, Якутии. Другая проблема — не строится энергоэффективное жилье. Оно помогло бы и сберегать ресурсы, и на 40-50 процентов сократило бы размер платежей за ЖКУ.

АКЦEНТ

До конца 2019 года переедут из аварийного фонда 8 тысяч россиян. А в следующем году уже 64 тысячи человек.