«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
18 августа 2014

Дайджест СМИ от 18 августа 2014г.

ЖКХ Контроль (gkhkontrol.ru), Москва, 18 августа 2014 6:15

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОВЕЛА РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕБИНАР НА ТЕМУ «ТАРИФЫ ЖКХ. КАК ПРОВЕРИТЬ И СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ?»

31 июля 2014 года прошел вебинар на тему «Тарифы ЖКХ. Как проверить и сколько платить?», организованный Национальным центром общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». В зале заседаний Общественной палаты Иркутской области встречу в рамках вебинара организовала руководитель Центра общественного контроля «ЖКХ контроль» в Иркутской области, член Общественной палаты Иркутской области Анна Дюкарова. В региональном вебинаре приняли участие представители службы по тарифам Иркутской области, Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, государственной жилищной инспекции, Ассоциации мэров, Общероссийского народного фронта, территориальных органов самоуправления, комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области, служб ЖКХ муниципальных образований региона, ресурсно-снабжающих организаций, общественных организаций, управляющих компаний и ТСЖ.

В качестве модератора вебинара выступила заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

В мероприятии приняли участие начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России Артем Медведь и первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Марина Файрушина.

В ходе вебинара были обсуждены вопросы, связанные с причинами роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, государственным регулированием и контролем за ростом тарифов, правилами их расчета, а также мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации по снижению расходов населения на оплату коммунальных услуг.

Отвечая на вопросы участников вебинара, Артем Медведь, в частности, сообщил, что всего в 5% муниципалитетах рост коммунальных платежей с 1 июля составил свыше 9%. В 95% муниципалитетов — рост до 9%, в 50% муниципалитетов — до 6%. При этом он добавил, что муниципалитеты в каждом случае должны привести обоснования роста платежей, если они имели место, чаще всего, при существенном повышении платы за услуги речь идет о необходимости инвестиций в инфраструктуру ЖКХ, как пояснил руководитель Федеральной службы по тарифам России Артем Медведь.

Марина Файрушина в своем выступлении подробно остановилась на вопросах использования приборов учета потребления коммунальных ресурсов:

— К сожалению, отсутствие полноценной конкуренции среди поставщиков коммунальных услуг часто приводит к тому, что устанавливать приборы учета воды собственникам жилья иногда бывает хлопотно, либо финансово обременительно.

Любой пользователь сети Интернет мог не только наблюдать за происходящим на вебинаре в режиме онлайн, но и задать экспертам отрасли интересующие вопросы.

Эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Вахонин задал вопрос начальнику Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России Артему Медведю и первому заместителю исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Марине Файрушиной в прямом эфире вебинара.

— В самом начале мероприятия вы разделили вопрос тарифа и платежа. Мы понимаем, что тариф, контроль за тарифом и тарифообразованием всегда ограничен нормативно-правовыми актами. Но возникает вопрос касаемо самого платежа. В Иркутской области отсутствует как таковой жилищный контроль. Но сейчас речь не об этом. Сейчас речь идет о том, что единственное правильное решение — это учет, а учет, это установка приборов учета. Ведь уже к началу 2012 года в каждом регионе страны все должны были иметь систему учета. Можете ли вы проинформировать нас, как в этом плане обстоят дела на территории Российской Федерации? Есть ли примеры регионов, где на уровне 100% исполнен Федеральный закон «№» 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и никаких проблем нет?

И в соответствии с этим будет следующий вопрос. В предыдущей встрече председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин и заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис говорили о том, что пора применять правовые санкции. Так вот применяются ли они на сегодняшний день? И добились ли чего-нибудь в связи с этим? Ведь есть серьезные штрафы, санкции к тем, кто не выполняет положения федерального закона. А не выполнили у нас кто? Управляющие компании, либо ресурсно-снабжающие организации. А это значит, что есть общее невыполнение Федерального закона «№» 261. В каких-либо регионах России были применены эти правовые санкции?

— Спасибо! Вопрос понятен. Вы, конечно, нас немного напугали тем, что никакого контроля в Иркутской области, как вы заявили, нет. Я все-таки очень надеюсь, что в Иркутской области работает региональная служба по тарифам, государственная жилищная инспекция, — ответила Светлана Разворотнева.

— Я хочу сказать не про службу по тарифам. Здесь-то как раз все в порядке. Я сказал о том, что в соответствии с постановлением прошлого года государственная служба надзора в Иркутской области не создана. Я не знаю как в других регионах, но здесь этого разделения, к сожалению, пока нет. Естественно нет и никаких регламентов — пояснил Сергей Вахонин.

Марина Файрушина согласилась с Сергеем Вахониным в том, что обстановка с оснащением приборами учета достаточно трудная, т.к. все приборы учета необходимо было установить еще в прошлом году. Наибольшая оснащенность приборами учета у нас по электрической энергии, как индивидуальными, так и общедомовыми приборами учета.

— Я бы сказала, что так сложилось исторически, т.к. электрический счетчик и в квартиру и на дом купить достаточно дешево и, соответственно, достаточно просто его эксплуатировать и межпроверочный интервал составляет 15 лет. Обязанность по установке приборов учета возложена на собственников и, когда мы говорим о приборах учета по электроэнергии, то можно сказать, что во многих регионах 100% степень установки, но то, что касается остальных приборов учета, то в данном случае дело обстоит достаточно плохо, особенно это касается тепловой энергии. Почему? Потому что индивидуальный прибор учета тепловой энергии поставить на сегодняшний день практически невозможно, если у вас вертикальная разводка. Поэтому ставится прибор учета тепловой энергии общедомовой, который стоит достаточно не мало. И, соответственно, если мы поставим не просто прибор учета тепла, а еще и с регулированием, позволяющим нам получать значительную экономию, то получается, что он стоит еще дороже. И поэтому, как правило, собственники жилья не принимают этого решения для того, чтобы не нести дополнительные расходы. Ведь данный прибор учета нужно не только приобрести и установить, его нужно обслуживать, а это достаточно сложный технический комплекс, — рассказала Марина Файрушина.

Светлана Разворотнева, добавила, что в данном вопросе важна «роль личности в истории», роль руководителя региона.

— У нас есть субъекты, в частности к ним относятся, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и еще ряд субъектов, где установка приборов учета практически 100%, по крайней мере, общедомовых приборов учета. К сожалению, таких регионов немного. Насколько я знаю, по итогам Челябинского форума было поручение председателя Правительства РФ стимулировать этот процесс. Есть ли информация о том, какие все-таки меры будут предприняты? — обратилась Светлана Разворотнева к Марине Файрушиной.

— На сегодняшний день вводятся повышающие коэффициенты на душевое потребление, если нет приборов учета, т. е. введение приборов учета простимулировано экономически. Приведу в качестве примера г. Набережные Челны. Там давно везде установлены приборы учета по воде. При этом граждане при повышении тарифа платили столько же или меньше. Есть вторая сторона этого вопроса, которая также обсуждается в экспертном сообществе. Как только мы снижаем объем потребления, то в ресурсно-снабжающие организации уменьшается количество отпуска ресурса, а затраты у нее остаются те же. И когда мы делим одно на другое, у нас происходит рост тарифа. Поэтому сейчас и перешли на предельный рост индекса платежа для того, чтобы сформировать правильные объемы и отпуска тоже. Приведу простой пример по теплу. Существуют достаточно крупные предприятия, которые сегодня фактически прекратили свою деятельность и, например, заявка у них на тепловую мощность, условно говоря, 50 Гкал в час, а потребляют они всего 5 Гкал в час, и мы с вами платим эту разницу. Когда мы перейдем к нормальным стимулам, к нормальным объемам и заставим такого потребителя перезаявить свои расходы, нам не нужно будет содержать такое количество котлов. Приборами учета мы также простимулируем энергосбережение у ресурсно-снабжающих организаций в том числе, — ответила Марина Файрушина.

Также свои вопросы задали представители Удмуртской Республики (Марат Исмагилов) и Республики Северная Осетия (Александр Купцов).

Подводя итоги вебинара, Светлана Разворотнева рекомендовала всем собственникам жилья внимательно изучать получаемые от управляющих компаний квитанции на оплату коммунальных услуг и, в случае возникновения сомнений в правомерности сделанных начислений, проверять данные с помощью информации, размещенной на сайтах Федеральной службы по тарифам, государственных жилищных инспекций и региональных центров общественного контроля. Светлана Разворотнева также объявила об открытии с 1 августа 2014 года специальной «горячей линии», на которую можно обращаться с вопросами по тарифам ЖКХ.

Горячая линия по приему обращений и жалоб граждан на сверхнормативный рост платежей за коммунальные услуги в Иркутской области открыта Региональным центром общественного контроля «ЖКХ контроль» по тел. 8-950-142-38-38 (обращения в письменном виде направлять на электронную почту apparat_op@mail.ru).

http://gkhkontrol.ru/2014/08/17219

Эксперт, Москва, 18 августа 2014 6:00

РЕФОРМУ СКРИПОМ НЕ УСКОРИШЬ

Автор: СЕРГЕЙ СТЕПАШИН

Реформа ЖКХ идет. Ее темпы не ускорить, если ставить задачу только «поскрипеть» на бумаге или в интернете, назначив «пассивными стрелочниками» практически всех, кто проводит огромную работу, ежедневно занимаясь решением проблем отрасли

Эта статья — ответ на материалы «Пока крыша не рухнет» («Эксперт» «№» 29 от 14 июля 2014 года) и «Прямой дорогой в тень» («Эксперт» «№» 30 от 21 июля 2014 года).

Проблемы жилищно-коммунальной сферы являются наиболее острыми: как показывают соцопросы, тема ЖКХ беспокоит большинство населения страны.

Поэтому отрадно отметить, что с недавних пор и медиахолдинг «Эксперт» стал предпринимать попытки разобраться в этих непростых проблемах.

Одна из таких попыток просматривается в публикации журнала «Пока крыша не рухнет» («№» 29 от 14 июля 2014 года). Автор статьи Евгений Огородников взял за основу мониторинг расселения ветхого и аварийного жилья в стране, проведенный Общероссийским народным фронтом «За Россию» (ОНФ) и очень верно отметил, что «программа заработала, но со скрипом». Масштабы подлежащего расселению жилья огромны, а бюджетные возможности ограниченны. Строительные организации зачастую «гнут» непомерные цены и в то же время норовят схалтурить. Встречаются нечистые на руку руководители управляющих компаний. Региональным и муниципальным чиновникам не всегда достает компетенции, чтобы оформить в соответствии с требованиями закона документацию для получения финансовой помощи из государственного бюджета.

Я уже неоднократно публично отмечал: чтобы обеспечить новыми квартирами по программе расселения до 2018 года всех россиян, проживающих в аварийных домах, нужно из бюджета страны единовременно выделить не менее 1,7 трлн рублей. К сожалению, таких средств в бюджете нет. А проблем набралось, как говорится, выше крыши. Ведь не один день они копились — жилищный вопрос в стране системно решался единственный раз, когда в хрущевские времена народу предоставили более или менее сносное жилье, которое теперь, многие годы спустя, надо сносить. А так — латали дыры, выделяли какие-то деньги. Теперь самое время разобраться, где и по какой причине «скрипит», а не дожидаться, пока крыша рухнет. Хотя понятно, что такой исход дела для броского заголовка больше подходит, чем нудное разбирательство, поиск ответов, аргументация и сравнительный анализ. Куда проще сделать выводы с обвинительным уклоном, назначив «пассивными стрелочниками» практически всех, кто проводит огромную работу, ежедневно занимаясь решением этих проблем: «В целом же складывается картина, что в расселении аварийного жилья как в таковом не заинтересован никто из задействованных ведомств — ни местные и региональные власти, ни Фонд ЖКХ, ни Минстрой».

При этом, отмечает автор статьи, «пассивным звеном в цепочке выступает, как ни странно, Фонд ЖКХ. Сегодня у фонда нет мотивации выделять деньги. На его счетах находится более 49 млрд рублей, которые, вообще-то, должны были пойти на программу расселения. На эти средства можно было бы обеспечить новым жильем до 100 тыс. очередников. Но средства размещаются на депозитах. За счет таких инвестиций фонд с 2008 года заработал 33 млрд рублей».

Да и другие «грехи» Фонду ЖКХ в публикации вменили один другого страшнее: качество строительства не контролирует, чиновников оформлять документацию не обучает, на региональные власти давит, вынуждая их из-за спешки и нехватки средств закрывать глаза на качество строящегося жилья, и т. д.

В своей стратегии медиахолдинг «Эксперт» публично заявляет, что полагает необходимым «ориентироваться не на проблемы, а на открывающиеся возможности». Если бы так было, то его автор не только бы дочитал годовой отчет Фонда ЖКХ до того места, где говорится, сколько фонд заработал, выставляя на аукционах временно свободные средства, но и продолжил чтение документа далее и тогда узнал бы, что эти действия фонда соответствуют закону и в строгом соответствии с законом все заработанные на аукционах деньги в полном объеме направлены на выполнение программ по расселению аварийного жилья, проведению капитального ремонта многоквартирных домов и на обеспечение текущей деятельности фонда.

Автор, говоря о 49 млрд рублей, наверное, предполагает отдать их в регионы без соответствующих документов, и пусть местные чиновники решают, что с ними делать, а федералы будут потом за ними бегать и разыскивать. Нет, дорогие друзья, только жесткая система финансирования с обязательным условием «не сделал — верни» позволит решить эту задачу.

Но тем временем фантазию про 49 млрд рублей, которые якобы «лежат мертвым грузом» на счетах фонда, продолжили тиражировать в своей статье «Прямой дорогой в тень» от 21 июля 2014 года уже другие авторы медиахолдинга «Эксперт» — Евгения Обухова и Дмитрий Яковенко. Хотя на самом деле это и есть деньги, которые правительство РФ своевременно выделило для обеспечения финансирования региональных программ переселения. И как только, в соответствии с законодательством, субъекты РФ выполнят свои обязательства, они в течении пяти дней получат эти средства.

Если бы медиахолдинг «Эксперт» обратился в Фонд ЖКХ за комментариями, то для его авторов не стали бы неожиданным откровением следующие факты. Фонд ЖКХ осуществляет плановые и внеплановые проверки реализации программ переселения граждан из аварийного жилья и выполнения капитального ремонта многоквартирных домов. Информация о проверках также находится на полюбившемся авторам статей официальном сайте Фонда ЖКХ в открытом доступе в разделе «Результаты работы». Наверное, автор статьи «Пока крыша не рухнет» постеснялся сообщить читателям, что всего за период деятельности фонда, с 2008 года, проведено 405 контрольных мероприятий в 82 субъектах РФ, в том числе в 1499 муниципальных образованиях с обследованием 8392 многоквартирных домов. А в 2014 году уже проведены плановые и внеплановые проверки в 70 субъектах РФ.

Более того, Фонд ЖКХ и Генеральная прокуратура РФ подписали официальное соглашение о совместной работе по фактам воровства и других нарушений законности в жилищно-коммунальной сфере. По инициативе Фонда ЖКХ и по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ в таких проверках с октября 2011 года участвуют работники региональных прокуратур.

В то же время мы очень рассчитываем на активность граждан. Поэтому фонд уже более трех лет работает над формированием эффективной системы общественного контроля. Создан и действует Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (НП «ЖКХ Контроль»), его региональные отделения работают более чем в 70 субъектах РФ, а их представители также принимают участие в проверках Фонда ЖКХ.

Кроме того, автор мог бы обратить внимание на рубрику «Прожектор общественности» на официальном сайте Фонда ЖКХ, в которой региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ с мая 2014 года регулярно публикуют фоторепортажи со строительных площадок, где идут работы по программам 2013-2014 годов.

Согласен, что качество строящегося и ремонтируемого жилья зачастую оставляет желать лучшего. Эта проблема находится в зоне приоритетного внимания со стороны Фонда ЖКХ, больше того, фонд в 2010 году инициировал реализацию строительства и ремонта домов с применением энергоэффективных материалов и технологий. При участии экспертов фонда разработаны поправки, изменившие соотношение в объемах софинансирования программ по расселению аварийного жилья, что значительно облегчило бремя региональных бюджетов: если раньше доля федерального бюджета составляла 30%, а регионального соответственно 70%, то теперь эти доли равны — 50 : 50.

Удивляет и такой вывод автора медиахолдинга «Эксперт»: «Задача фонда — не ждать, когда ему принесут идеально оформленные документы из региональной администрации, а самому обращаться в регионы, предлагать консультационную и методологическую помощь в запуске программы расселения». Если бы автор все-таки обратился за комментариями в фонд или хотя бы проявил профессиональную принципиальность при работе с официальным сайтом госкорпорации, то не обошел бы своим вниманием рубрику, которой активно пользуются региональные власти и отраслевые эксперты, «Как получить финансирование»: ее разделы содержат методические материалы и рекомендации, практические материалы и другие документы. Кроме того, на стадии подготовки заявок от субъектов РФ все подразделения фонда в постоянном режиме проводят консультации представителей регионов.

Еще больше обращает на себя внимание совет регионам «научиться договариваться со строителями, а Фонду ЖКХ — помогать им контролировать качество выполнения работ, чтобы сдаваемое жилье отвечало разумным требованиям комфортной жизни». Хочется напомнить, что в соответствии с законом от 5 апреля 2013 года «№» 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» субъекты РФ не «договариваются» с подрядными организациями, а выстраивают с ними отношения в соответствии с договорами на проведение строительных работ, заключаемыми на торгах, осуществляемых в форме электронных аукционов.

Что же касается контроля качества строительных работ, то уведомляем: в постоянном режиме еженедельно не менее чем в двух субъектах РФ фонд осуществляет проверку реализации программ расселения аварийного жилья и капитального ремонта. Итоги проверок публикуются на официальном сайте Фонда ЖКХ и направляются в федеральные СМИ, а по их результатам принимаются жесткие меры, вплоть до возбуждения уголовных дел.

Но особое удивление вызывает вывод «Нет и «главного» госоргана, ответственного за расселение», а также предложение непременно назначить этот госорган. Разве секрет, что за итоги реализации программы расселения аварийного жилья несет ответственность Минстрой России? И как такое предложение согласуется с призывом председателя правительства РФ не плодить армию чиновников?

Да, средства, выделяемые на программы, ограниченны. И в некоторых домах отделка скромная, но, как отмечает и сам автор, в прежнем аварийном жилье многие про отделку вообще не слышали; то же самое относится и к удобствам, которые теперь не во дворе и не в общем коридоре. Реформа ЖКХ идет. А ее темпы не ускорить, если ставить задачу только «поскрипеть» на бумаге или в интернете.

В то же время хочу отметить совпадение наших взглядов по некоторым направлениям. Согласен с автором медиахолдинга «Эксперт» по поводу необходимости обеспечить каждого гражданина, переселяемого из аварийного жилищного фонда, комфортным, безопасным и энергоэффективным жильем. Также согласен с тем, что обеспечить это возможно через повышение персональной ответственности как заказчиков строительства, так и подрядных организаций. И надеюсь, что такая широко известная экспертная площадка, как медиахолдинг «Эксперт», в дальнейшем будет подходить к подготовке статей на тему реформы жилищно-коммунальной отрасли, опираясь не на политические, а на профессиональные нормы и правила.

Фонд ЖКХ всегда открыт для конструктивного диалога. Мы готовы к дискуссиям на экспертном уровне, направленным на реальное улучшение ситуации не только в реализации программы расселения аварийного жилья, но и в отрасли в целом.

* Председатель наблюдательного совета Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ.

ГК «Фонд содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства» (Фонд ЖКХ) был создан в 2007 году. Главная его цель — поддержка субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в проведении капитального ремонта многоквартирных домов и переселении граждан из аварийного жилья. С 2013 года средства фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

С 2008 года по программам переселения граждан из аварийного жилья Фондом ЖКХ было выделено 168,3 млрд рублей (с учетом софинансирования субъектов — 285,54 млрд рублей). Благодаря этому было переселено 378,4 тыс. человек, проживавших в аварийном жилом фонде площадью 5,5 млн кв. м.

По программам капитального ремонта многоквартирных домов с 2008 года была предоставлена финансовая поддержка 82 субъектам на общую сумму 221,4 млрд рублей (с учетом софинансирования субъектов и собственников жилых помещений — 319,96 млрд рублей). Эта программа позволила отремонтировать почти 142 тыс. домов общей площадью 427,02 млн кв. м и улучшить условия проживания 18,4 млн россиян.

Помимо финансирования проектов в области ЖКХ фонд также оказывает активную информационную поддержку реформированию жилищнокоммунальной сферы.

В начале этого года наблюдательный совет госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» возглавил Сергей Степашин.

Эксперт (expert.ru), Москва, 18 августа 2014

Ясногорье (yasgazeta.ru), Ясногорск, 16 августа 2014 4:00

СИТУАЦИЯ С ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ

Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин убежден, что программа переселения из аварийного жилья будет выполнена полностью.

«Ситуация с переселением из аварийного жилья до последнего времени была достаточно тревожной, и об этом говорилось на заседании госсовета в декабре прошлого года. Но сегодня ситуация кардинально меняется: в этом году мы полностью выполнили план по переселению из аварийного жилья», — заявил Степашин «Интерфаксу».

«В 2014 году будет построено 2,8 млн кв.м жилья, и новые квартиры получат 212 тыс. наших граждан. Это составляет порядка 26% от общей программы, которая была утверждена президентом России», — подчеркнул он.

«До 2017 года нам нужно будет переселить еще 500 тыс. человек. Сегодня есть полное убеждение в том, что эта программа будет выполнена, и вот почему: во-первых, идет ритмичное финансирование программы, и Минфин дополнительно выделил 34 млрд рублей для того, чтобы мы могли поддержать бюджеты тех регионов, которые не способны реализовывать программу в силу низкой бюджетной обеспеченности», — сказал Степашин.

«Во-вторых, упрощены процедуры, связанные с реализацией программы, сняты многие ограничения, и в-третьих, налажена система в том числе общественного контроля, а также контроля со стороны фонда ЖКХ и Минстроя России», — отметил он.

Степашин особо подчеркнул, что «создана прозрачная система использования средств, направленных на аварийное жилье». «Если вы посмотрите сайт фонда ЖКХ, вы сможете в ежедневном режиме контролировать ход строительства», — сообщил он.

Степашин также напомнил, что «правительством поставлен вопрос так: в тех регионах и в тех муниципалитетах, которые будут срывать программу, встанет вопрос о снятии их руководства со своих должностей». «Это касается и руководства фонда ЖКХ, и мы чувствуем свою ответственность», — отметил он.

Как обстоят дела в Воловском районе? В 2015 году в пос. Волово планируется строительство жилья с последующим переселение 6 домов (36 квартир, 45 жителей, общей площадью 993,3 кв.м.). В 2016-2017 гг. жители 12 аварийных домов МО «Турдейское» (101 семья) будут также переселены в новое жилье.

http://vilvolovo.ru/news30728