«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
16 августа 2018

Дайджест СМИ от 16 августа 2018г.

Eurasianet.org, Алматы, 16 августа 2018 9:23

МИЛЛИОНЫ РОССИЯН ЖИВУТ В АВАРИЙНОМ И ВЕТХОМ ЖИЛЬЕ (И СИТУАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ УХУДШАТЬСЯ)

Расселение аварийных домов не поспевает за ветшанием жилого фонда.

Как минимум 3,5 млн россиян живут в аварийном или ветхом жилье. Причем эксперты считают эту цифру заниженной, т.к. власти скрывают реальные масштабы проблемы.

Более того, ситуация только усугубляется: согласно прогнозам, до 2035 года объем непригодного для жизни жилья будет расти почти в три раза быстрее темпов расселения людей из аварийных домов.

Новые механизмы расселения, в том числе с привлечением инвесторов, могут заработать с 2019 года, но пока не приняты. Однако даже в случае их полной реализации государству вряд ли удастся обогнать скорость пополнения аварийного фонда.

Вдобавок многие граждане недовольны обстоятельствами расселения. Одних переселяют из центра города в населенные пункты, расположенные в 50 км от города, других — в нежилые помещения, переделанные под жилье, третьих — в дома с печным отоплением.

Регионы скрывают масштабы проблемы

Расселение аварийного жилья в России началось в 2008 году. За прошедшее десятилетие, по данным государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 августа 2018 года, аварийными были признаны около 88 тыс. многоквартирных домов (или более 30 млн кв. м жилья), в которых проживали свыше 1,8 млн людей. Расселить за этот период удалось только порядка 40 тыс. домов (или 15,8 млн кв. м жилья).

Но масштаб проблемы старения жилья шире официальных показателей. Во-первых, не все аварийные дома включены в программу. В некоторых регионах «умышленно занижалось реальное количество аварийных домов», которые до сих пор остаются за пределами программы, утверждает председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. Дело, возможно, в том, что программа реализуется не только за счет субсидий Фонда, но и частично за счет региональных бюджетов. Не исключено, что власти регионов таким образом сокращают свои расходы.

Во-вторых, в программу входят только дома, признанные аварийными, то есть представляющие опасность для жизни. А есть еще ветхое жилье, износ которого составляет 70%, и которое перестало удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. По последним данным Росстата, в 2016 году в России насчитывалось 66,4 млн кв. м ветхого жилья, что втрое больше аварийного. Сколько там живет человек, ведомство не считает, но если взять среднее количество квадратных метров на человека в России (24,9 кв. м в 2016 году), то получится, что в ветхом жилье живут как минимум 2,6 млн россиян.

Наконец, дополнительной проблемой является то, что «новое» аварийное жилье растет практически такими же темпами, с которыми расселяется старое. По прогнозу Фонда содействия реформированию ЖКХ, к 2025 году количество непригодного для жизни жилья может составить 42 млн кв. м, а к 2035 году — 85,7 млн кв.м. «Такие объемы аварийного жилья не соответствуют возможностям бюджетной системы по финансированию ликвидации аварийного жилья», — считает Сергей Степашин.

Программа переселения вызывает социальную напряженность

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству России до 1 июля 2018 года внести в Госдуму РФ законопроект, предусматривающий создание с 1 января 2019 года постоянно действующих механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Пока поручение не выполнено, и как в конце июля сообщил вице-премьер Виталий Мутко, законопроект будет внесен только осенью.

Нынешняя программа несовершенна и вызывает недовольство граждан. Сейчас собственники квартир в аварийном доме имеют право получить за нее денежную компенсацию исходя из рыночной стоимости или другую равноценную квартиру. Люди, живущие в неприватизированных квартирах (по договору социального найма), расселяются в другие квартиры аналогичной площади.

Однако в СМИ появлялись истории, когда вместо квартиры в центре города люди получали жилье на окраине без необходимой для жизни инфраструктуры. Например, по сообщениям, в Красноярске людей переселяют в новый микрорайон, построенный в чистом поле, где еще нет дорог и социальных объектов. Похожие случаи были в Омске и Благовещенске, когда собственников жилья переселили за 50 км от города. Некоторых граждан переселяли в дома с печным отоплением и в квартиры, переоборудованные из нежилых помещений и не соответствующие санитарным требованиям.

О том, что качество домов оставляет желать лучшего, известно Президенту РФ Владимиру Путину, который в 2017 году пожурил губернаторов: «Хочу предостеречь тех, кто в погоне за соблюдением сроков пытается навязывать людям дома, где крыши текут, штукатурка осыпается, то есть по принципу «возьми, боже, что нам негоже», ну и просто, чтобы отчитаться. Хочу повторить, важны не только сроки, но и качество жилья».

У жильцов аварийных домов возникают и другие претензии, с которыми они идут в суд. Например, недостаточное количество детских садов и школ, поликлиник, отдаленность от центра населенного пункта, от работы или места учебы. Однако «доводы такого характера правомерно не принимаются во внимание судами», — говорится в обзоре Верховного суда РФ. Как считают в ведомстве, цель переселения не в улучшении жилищных условий, а в предоставлении безопасного жилья.

Не всех собственников устраивает предложенная выкупная цена, которую они также оспаривают в суде, и площадь новых жилых помещений. Бывают случаи, когда собственникам квартир вообще отказывают в предоставлении компенсации или нового жилья — просто выселяют на улицу. Так, к примеру, произошло в Иркутской области.

Отдельной статистики по судебным делам расселения аварийного жилья не ведется. Косвенно о масштабе проблемы можно судить по количеству жилищных споров (не считая дел о взыскании коммунальных платежей). Таких дел, по данным Верховного суда РФ, в 2017 год рассмотрено почти 317 тыс. (311 тыс. в 2016 году).

Аварийные дома впишут в нацпроект

В будущем, согласно предложениям Минстроя России, программу расселения могут дополнить несколькими новыми возможностями.

Кроме того, Минстрой России разрабатывает национальный проект «Жилье и городская среда», в состав которого наряду с программами по развитию ипотеки, строительства нового жилья и формирования комфортной городской среды должно войти расселение аварийного фонда. Согласно проекту, к 2021 году соотношение расселяемого аварийного жилья к признаваемому аварийным должно стать сопоставимым или даже превышать его.

Для продолжения программы расселения необходимо ежегодно выделять 22,5 млрд рублей из федерального бюджета, и столько же — из региональных на условиях софинасирования. Этого хватит на то, чтобы расселять не менее 2 млн кв. м в год.

Однако, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, такими темпами к 2035 году удастся расселить порядка 30 млн кв. м — это в 2,8 раза меньше, чем прогнозируемый объем непригодного для жизни жилья в России к этому сроку — 85,7 млн кв. м.

https://russian.eurasianet.org/node/65372

 

Общественная палата РФ (oprf.ru), Москва, 15 августа 2018 12:28

«ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ПРОБЛЕМА ДОЛГОВ ПО КОММУНАЛКЕ НЕ РЕШИТСЯ» — ИГОРЬ ШПЕКТОР

Общественник посетил с рабочим визитом Братск и осмотрел место строительства домов для переселенцев

Председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, член межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ при Правительстве РФ Игорь Шпектор проинспектировал объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры города Братска. Вместе с мэром Братска Сергеем Серебренниковым он провел совещание для представителей городской администрации и строительных организаций. Также член ОП РФ выехал на место строительства домов для переселенцев, которые Братск должен сдать до конца года.

В ходе обсуждения Игорь Шпектор высоко оценил количество построенного жилья в рамках программы переселения.

«Надо отдать должное Братску, что количество домов, которое уже введено в эксплуатацию, построено, и общая программа, которая предусматривалась по Братску, значительно выше, чем в других городах РФ», — заявил он.

Однако член Общественной палаты РФ подчеркнул, что взаимоотношения мэра Братска с губернатором региона мешают завершению программы.

«На сегодняшний день город сделал 33 дома и сейчас еще два в процессе строительства, но семь домов остаются нерешенными, потому что на них нет финансирования. Я буду просить губернатора срочно решить вопрос своими силами, чтобы выполнить программу полностью. Сегодня очень важно получить поддержку со стороны субъекта Российской Федерации. Если мы хотим выполнить программу, то должна быть поддержка. Но, к сожалению, достаточно непростые отношения между мэром и губернатором мешают вводу этих объектов», — посетовал общественник.

Он также заявил, что сейчас главная задача — закончить программу переселения, чтобы жители аварийных домов получили новое жилье.

«Я буду разговаривать с председателем наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергеем Степашиным, чтобы также оказать помощь из Фонда ЖКХ. Потому что сделать 33 дома — я оцениваю высоко ту работу, которую проделала мэр города Братска. Эти дома построены очень качественно», — считает Шпектор.

Однако, по мнению общественника, стоит учитывать и стоимость квадратного метра с учетом территории.

«Я неоднократно ставил вопросы на президиуме Минстроя России, членом которого являюсь, о том, что страну по стоимости строительства квадратных метров надо разделить на среднюю полосу, районы Крайнего Севера, районы Заполярья, районы Арктики, районы сейсмические и т.д. Цена на каждой территории должна быть разная», — сказал Игорь Шпектор.

Также на совещании поднимались вопросы капитального ремонта. Общественник отметил определенные достижения в этом аспекте, в частности, в городе установлено много общедомовых приборов учета. Сегодня показания выводятся на центральный пульт и легко снимаются управляющими компаниями.

«Вместе с тем стоит отметить, что имеется большое количество квартир, где нет индивидуальных приборов учета. Это приводит к тому, что общедомовой прибор показывает расход, например, 100 кубов, а индивидуальные приборы показывают 70 кубов, и 30 кубов не оплачиваются, и девать их некуда, а по нормативам идет предъявление. Все эти расходы сбрасываются на управляющую компанию, и она вынуждена платить. А ресурсоснабжающая ведет борьбу с неплательщиками, выигрывает эту борьбу и получает деньги с неплательщиков. Получается, деньги поступают к ней дважды», — рассказал Игорь Шпектор.

Он заявил, что видит в этом серьезный недостаток, и для решения проблемы необходим федеральный закон. «До тех пор, пока не будет конкретного закона от правительства, чтобы Минстрой России его подготовил, мы эту задачу не решим», — считает член ОП РФ.

Он добавил, что подобная ситуация наблюдается не только в Братске, но и в других городах Российской Федерации.

«Мы договорились, что будут подготовлены соответствующие документы, которые я затем буду озвучивать на наблюдательном совете Фонда содействия реформированию ЖКХ, членом которого являюсь», — подвел итог обсуждению Шпектор.

https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46261