«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
6 апреля 2017

Дайджест СМИ от 06 апреля 2017г.

Общероссийский народный фронт (onf.ru), Москва, 5 апреля 2017 12:04

РОЖКОВ: ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМОВ ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ НАДО ПОДКЛЮЧАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОНТРОЛЕРОВ

В оставшиеся пять месяцев действия программы расселения аварийного жилья усиление общественного контроля на местах просто необходимо. Такое мнение высказал руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков. «В свою очередь, региональным властям нужно самим, не дожидаясь уже адресованных к ним претензий, привлекать общественных контролеров к процессу переселения. В противном случае реестр «нового аварийного жилья» ОНФ будет только пополняться», — подчеркнул он.

О том, что до 1 сентября необходимо расселить еще 3 млн кв м аварийного жилья, или 28% от действующего плана, на прошлой неделе заявил председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин в ходе заседания коллегии Минстроя России. «Будет гонка, и как бы она не привела к появлению так называемого нового аварийного жилья», — предупредил Степашин. При этом, глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что в рамках помощи регионам, испытывающим нехватку средств (всего 12 регионов), правительство РФ выделяет дополнительно 4,6 млрд руб.

«Сейчас делается все возможное, чтобы завершить программу в срок. Безусловно, дополнительные средства должны существенным образом помочь «проблемным» регионам. Однако нельзя забывать о регулярном контроле за использованием этих средств. Ведь, строя непригодные для проживания дома, регионы попросту выбрасывают эти деньги на ветер. Конечно, в идеальной ситуации устранить нарушения за свой счет должна компания-застройщик, но реальность очень часто вносит коррективы — застройщики банкротятся и исчезают, а исправлять дефекты вынуждены местные или региональные власти», — заявил Виктор Рожков.

Так произошло в городе Соколе Вологодской области, где на устранение строительных дефектов в двух домах по улице Карла Маркса городские власти выделили 53 млн руб. При этом, на возведение этих домов было потрачено 90 млн руб., из которых 80 млн руб. выделил Фонд ЖКХ. Аналогичная ситуация произошла в городе Бийске Алтайского края, где для переселения граждан из аварийного жилья были возведены три непригодных для проживания дома по улице Спекова. Уже через год власти были вынуждены провести ремонтные работы для устранения строительных дефектов на сумму 35 млн руб., хотя и этого оказалось недостаточно, и в результате жители этих домов до сих пор ждут переселения.

По мнению Рожкова, если бы в отношении строительства этих объектов с самого начала присутствовал строгий контроль, то этих трат можно было бы избежать. «Сейчас в отношении строительства жилья для переселенцев действует сразу несколько видов контроля — это и органы госжилнадзора, и проверки Фонда ЖКХ, Минстрой России держит руку на пульсе. Кроме того, благодаря Общероссийскому народному фронту с 2016 г. начала действовать государственная экспертиза проектной документации, а также государственный строительный надзор в отношении малоэтажного многоквартирного жилья, при строительстве которого использовались бюджетные средства. Но, несомненно, активное подключение сил общественных контролеров будет большим подспорьем, чтобы люди получили действительно новое качественное жилье», — заявил Виктор Рожков.

Проект:

Центр ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза»

http://onf.ru/2017/04/05/rozhkov-pri-stroitelstve-domov-dlya-pereseleniya-iz-avariynogo-zhilya-nado-podklyuchat/

Строительная газета (stroygaz.ru), Москва, 5 апреля 2017 9:32

ТУЧИ НАД КЫЗЫЛОМ

Власти Тывы провалили программу расселения аварийки

Власти Республики Тывы фактически сорвали программу расселения аварийного жилья. Об этом на совещании в Новосибирске заявил глава наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин. Сегодня уже ясно, что регион не сможет выполнить программу по расселению аварийного жилья в установленные сроки, то есть, до 1 сентября 2017 года.

Как напомнил Сергей Степашин, в аварийном жилье на территории Тывы проживали всего 7,3 тыс. человек. На данный момент не расселенными остаются 4,4 тыс. человек, аварийного жилья в Тыве осталось еще 61 тыс. кв. м. По сути, в республике так и не сумели наладить работу по расселению аварийки. За четыре года расселено менее 10% аварийного фонда, а до окончания программы осталось менее шести месяцев. На 2017 год заключено только 25% контрактов.

Показательно, что из 22 новых домов, которые необходимо построить в рамках программы, построен только один, на трех объектах работы ведутся, на остальных — приостановлены. Между тем, Тыва в 2016 году получила дополнительно 200 млн рублей из федерального бюджета на реализацию программы. Однако есть сомнения, что республиканские власти способны рационально использовать эти деньги. В конце прошлого года прокуратура завершила проверку соблюдения законодательства при заключении договора строительного подряда на возведение жилья в рамках программы расселения аварийки между республиканским управлением капстроительства и компанией «Град». Выяснилось, что подрядчик получил аванс на сумму в 169 млн рублей, но жилье так и не построил. Эти факты стали одной из причин отставки министра строительства республики Александра Свинцова.

Теперь не исключено, что тучи сгущаются и над головой главы Тывы Шолбана Кара-оола. Оправдываясь перед Сергеем Степашиным за срыв программы расселения аварийного жилья, он заявил, что в нынешних финансовых условиях обещать что-либо трудно. Но поклялся приложить все усилия, чтобы справиться с этой задачей до конца года. Однако все может разрешиться гораздо раньше. Ведь уже 5 мая глава Тывы должен приехать в Москву на встречу с президентом Владимиром Путиным и доложить ему о социально-экономической обстановке в республике.

http://www.stroygaz.ru/publication/item/tuchi-nad-kyzylom/

Строительство.ru (rcmm.ru), Москва, 5 апреля 2017 9:16

ДЕНЬГИ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ МОГЛА БЫ СПАСТИ ПРОГРАММА КРЕДИТОВАНИЯ КАПРЕМОНТА

Из-за банкротства банка жители многоквартирного дома в Набережных Челнах потеряли средства на специальном счете, откладываемые на капитальный ремонт своего дома. Вроде бы успешный Татфондбанк в одночасье лишился лицензии, а его клиенты — возможности вернуть свои деньги или получить хотя бы какую-то компенсацию за нанесенный ущерб.

Что тут скажешь? Собственникам, выбравшим спецсчет, сегодня нужно очень крепко подумать, прежде чем принимать решение о том, в каком именно банке лучше разместить свои деньги. Ситуация складывается так, что нынче никто кроме нас, жителей, не несет ответственности за свои накопления.

Да, существует закон о страховании вкладов граждан. Но нормы этого закона, увы, не распространяются на средства, размещенные жильцами дома или членами ТСЖ на специальном банковском счете. То есть, если жители хранили «капремонтные» деньги в банке, который лопнул, считайте, что их средства безвозвратно пропали.

Что же делать в этой поистине драматической ситуации?

Вроде бы проходила информация о том, что в каких-то регионах муниципалитеты частично взяли на себя такую ношу — компенсировать людям потерянные «спецвклады». Не думаю, что обязательства лопнувшего банка должны брать на себя региональные бюджеты. Объясню, почему.

По сути, это разбазаривание государственных средств. Нельзя обывательски рассуждать так: было бы замечательно, если бы собственники квартир в домах, в которых спецсчета «сгорели», получили бюджетное возмещение. На самом деле, в этом утверждении кроется доля лукавства. Когда я плачу налоги, я отчисляю свои кровные на то, чтобы соответствующий уровень власти выполнял свои функции. Чтобы кто-то имел возможность полежать в больнице, учился в нормальной школе, чтобы соответствующие службы ремонтировали дороги, приводили в порядок автобусные остановки и т.д.

Но я не готов платить налоги, которые пойдут на то, чтобы покрыть долги банка, который пострадал из-за каких-то своих махинаций или непрофессионализма сотрудников. Да, мне жалко тех людей, которые потеряли деньги, но я не готов платить за банковский «косяк»! И бюджет здесь ни при чем.

Где же выход? Некоторые советуют: может быть, государству следует порекомендовать жителям определенные банки, которые стабильны, уверенно держатся на плаву и пр.? (Законодатель, кстати, это сделал косвенно, установив требование к уставному капиталу таких банков: не менее 20 млрд руб.) К слову, ЦБ ежемесячно публикует список надежных и стабильных банков. Но стукнуть кулаком по столу и сказать: «А ну-ка, размещайте деньги только в таком, таком и таком банке!», — государство не может. У нас же рыночная экономика. А вмешательство в рыночные механизмы — это возврат к командно-административному стилю руководства.

Даже если предположить, что уважаемые Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов вышли к народу и объявили: «Размещайте деньги в таких-то банках», — ФАС и конкуренты в этом случае сразу же скажут: «Стоп, господа! Вы нарушаете антимонопольное законодательство». Поэтому, считаю, в этой ситуации нужно оставить людям возможность выбирать самим.

В последнее время все громче зазвучали голоса о том, что, мол, раз спецсчета, как оказалось, не так хороши, как их расписывали, так, может быть, их и вовсе следует отменить? И вернуться к общему котлу, как единственной схеме сбора «капремонтных» взносов?

Уверен, это в корне неправильный подход! Я думаю, что если сравнивать две модели: так называемый общий котел и спецсчет, — то при первой модели собственники абсолютно не свободны: они не могут выбрать подрядчиков, определиться с перечнем работ, поскольку все в этом случае жестко зарегламентировано. А вот при модели спецсчета собственники имеют возможность влиять на то, кто, что, как и из каких материалов будет делать.

Скажу, что подобные паникерские настроения будут возникать всегда. И в первую очередь так будут говорить наши так называемые государственники чистой воды. То есть те, кто считает, что нечего людям давать возможность выбора: за них все решит государство. А собственник, как дойная корова, должен стоять и, как говорится, не дергаться.

Так как же можно обезопасить капремонтные накопления? Думаю, это можно сделать следующим образом. Государству следует вообще уйти из сферы капремонта. Для этого нужно, чтобы работало то, чего у нас сегодня нет: кредитование капитального ремонта. Тогда отпадет необходимость в накапливании всего объема стоимости комплексного ремонта.

Поясню. Допустим, вы накопили 10 процентов от стоимости ремонтных работ, кроме того вам дали безвозмездную субсидию — 20%. Вы взяли кредит и сделали ремонт. Допустим, что банк обанкротился. Но собственники-то ничего не потеряли! Они будут отдавать ссуду небольшими суммами, ежемесячно, в течение 15-20 лет банку-санатору.

Закавыка здесь в том, что не все банки пока хотят открывать спецсчета: у разных банков своя политика. Сегодня ситуация такова, что собственники не могут взять кредит в банке, поскольку банки их не дают: им нужны гарантии возврата денег. Будут государственные или муниципальные гарантии для добросовестных коллективов собственников — будут и кредиты. Вот над этим и надо работать.

Мне кажется, это вполне разумная альтернатива накопительному формату, способная поднять «капремонтную» программу на новый уровень.

Дмитрий ГОРДЕЕВ, ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города»

КСТАТИ:

На днях председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин озвучил красноречивую цифру: на счетах регоператоров по капремонту накоплено и лежит без движения 133 млрд руб. Регионы не спешат пускать их на капремонт. Причины разные — от плохой организации дела до сложностей с поиском подрядчиков. По мнению многих, такую ситуацию с капремонтными деньгами нужно менять.

Сергей Степашин предложил деньги регоператоров перевести на казначейское обслуживание. А первый заместитель Председателя правительства РФ Игорь Шувалов заметил, что неплохо было бы, чтобы эти деньги стали предметом надзора Центробанка. И то верно. Целее будут!

http://www.rcmm.ru/zhkh/34963-dengi-sobstvennikov-zhilya-mogla-by-spasti-programma-kreditovaniya-kapremonta.html