«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
3 августа 2016

Дайджест СМИ от 03 августа 2016г.

Телеканал Дождь # Здесь и сейчас, Москва, 2 августа 2016 21:24

ПРОЩАНИЕ С ФАЗИЛЕМ ИСКАНДЕРОМ

ВЕДУЩАЯ: Сегодня в Москве прошло прощание с Фазилем Искандером. Писатель умер в прошлое воскресенье на 88 году жизни. Его книги переводили на многие языки мира, он являлся лауреатом множества литературных премий.

ВЕДУЩИЙ: Проститься с Искандером пришли много людей, в том числе президент Абхазии Рауль Хаджимба и министр культуры России Владимир Мединский. Писателя похоронили на Новодевичьем кладбище.

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, писатель: Он был настоящий большой поэт. Он оставил нам некоторое количество формулировок, которые нам не худо бы… с которых начинать день, как с молитвы. Он говорил: «Их гипноз — наш страх» в «Кроликах и удавах», и вот эту мантру надо повторять каждое утро. Их гипноз — это наш страх. Он говорил, бывают времена, когда коллективную вонь принимают за величие духа. Тоже не худо бы нам иногда вспоминать эти слова.

Евгений ЕВТУШЕНКО, поэт: Я надеюсь, что рознь народов, которой сейчас хватает на земле, и которая нас порой ужасает, от количества. И от ее количества, этой розни, и от ее безумия. Она соединяется именно такими мыслителями, такими писателями, как Фазиль, и многими другими поэтами и прозаиками нашего шестидесятнического поколения. Мы лишь однажды немножко разошлись в одном вопросе, но никогда не позволяли себе никаких ссор. И хорошо бы, если бы так все народы на земле себя вели.

Сергей СТЕПАШИН, председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ: Рекомендую всем чиновникам, я сегодня уже общественник, почитать «Кролики и удавы». Необязательно быть кроликом чтобы стать удавом, и не надо быть удавом, чтобы кушать кроликов. Актуально, как никогда.

Лев РУБИНШТЕЙН, писатель: Это только позже как-то мне стало понятно, и оказывается чрезвычайно важным, что он нашел какой-то хорошо работающий механизм различения добра и зла. Вот в нем это никогда, это никогда сбоя не было. Вот все, что я у него читал, там всегда было понятно, что он твердо и четко всегда знал эту разницу между добром и злом. Это большая редкость, между прочим. Это так кажется, что это легко, но это очень трудно. В общем, он абсолютно состоявшийся писатель и я думаю, что его книги будут очень-очень долго жить.

 

Российская Федерация сегодня, Москва, 2 августа 2016 6:00

ВСЕМ МИРОМ ВОССТАНОВИЛИ ПРАВОСЛАВНУЮ СВЯТЫНЮ

Автор: Никита Вятчанин

Будучи председателем Счетной палаты, Сергей Степашин стал «у руля» воссоздания старейщего Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. Он и сегодня выступает за развитие меценатства и поддержку малочисленных сельских школ

«ЭТО БЫЛ СТРАХ БОЖИЙ»

Муром для подавляющего большинства современных россиян ассоциируется с покровителями семьи святыми благоверными князем Петром и княгиней Февронией. Их мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре и благодаря многим чудесам, которые происходят с людьми, приезжающими поклониться им, получили в народе название «муромское чудо». А день памяти этих удивительных святых, восьмое июля, стал в России государственным праздником — Днем семьи, любви и верности.

Однако мало кто знает, что «жизнь» этому празднику дали работы в другой обители, которые справедливо назвать еще одним муромским чудом. Это мужской Спасо-Преображенский монастырь, который долгое время оставался в тени народного внимания. Возможно, потому, что в конце 90-х практически все махнули рукой на возможность его восстановления. Даже несмотря на то что в результате воззвания академика Дмитрия Лихачева к президенту России Борису Ельцину и Патриарху Московскому всея Руси Алексию II, в котором знаменитый ученый призвал восстановить древнейшую обитель, было наконец-то принято решение вывести с территории монастыря воинскую часть. Военные ушли, но вот то, что они оставили после себя… Остались воспоминания иеромонаха Кирилла (Епифанова), который был назначен наместником возрождающейся обители: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…»

Не могли представить себе это и те, кому суждено было впоследствии стать «у руля» восстановления монастыря. В том числе главный «двигатель» процесса, политик Сергей Степашин, который на тот момент, а это было начало 2000-х, вступил в должность руководителя Счетной палаты РФ и как-то раз заглянул на территорию монастыря. — Когда мы начали восстанавливать монастырь, я еще не возглавлял Императорское православное Палестинское общество, а тем более мне в голову не могло прийти, что возглавлю и наблюдательный совет Фонда ЖКХ, который занимается переселением людей из аварийного жилья, — рассказывает Сергей Степашин. — В то время мы проводили семинар в Суздале, и неожиданно нас Боженька занес в Муром. И то, что мы увидели там, на месте одного из древнейших исторических, удивительных по красоте храмов, было страшно. Это были просто развалины. Там в свое время размещался лагерь для детских преступников, потом была воинская часть, все было разрушено и убито. Затем я встречался с патриархом Алексием, с которым был в очень дружеских отношениях еще по Ленинграду. Он знал, что мы и в Счетной палате, и до этого в ФСБ, МВД помогали восстановлению храмов, занимались возвращением реликвий, в том числе икон. И патриарх сказал: у вас корни владимирские — вот и займитесь.

Сергей Николаевич Рябухин по профессии строитель, умеет и знает, как работать, поэтому я его попросил участвовать в восстановлении обители. Приятно, что меня поддержали члены Коллегии Счетной палаты. Причем мы ни одной бюджетной копейки не взяли.

И вот начали искать, кто может помочь, но все-таки нашли и компании, и отдельных людей, готовых финансировать восстановление обители. Я и члены коллегии Счетной палаты перечисляли на это благое дело свои премии. Так по хорошей старой русской традиции — что называется вскладчину — храм сей и восстанавливали. Посему он и получился таким удивительным.

Все было как в старые времена, когда восстанавливались и строились русские монастыри, тут мы ничего нового не придумали. У нас не было олигархов, у нас не было Министерства культуры, которое сейчас восстанавливает храмы, и некоторые замминистра за это страдают.

Затем родилась идея создания гимназии имени Ильи Муромца.

До этого с благословения патриарха Алексия я делегировал Сергея Рябухина на Украину, чтобы привезти оттуда частицу мощей Ильи Муромца. Вообще тогда они просто в углу валялись, по сути дела, и поэтому мы хотели забрать их. Я посоветовался с патриархом Алексием, и он сказал, что не надо этого делать, потому что такой шаг будет расценен как сильный удар в том числе по представителям Украины в Русской православной церкви… Но частичка мощей все-таки прибыла в Муром.

Мы также нашли источники, как выглядел меч, с которым Илья Муромец, проснувшись, пошел бить врагов. Кстати, единственный экземпляр копии этого меча я вручил лично президенту Владимиру Владимировичу Путину. Думаю, что меч и сегодня помогает ему, особенно восстанавливать нашу военную мощь.

Соратником Сергея Степашина, как тогда казалось, в реализации невозможного стал строитель по образованию Сергей Рябухин, тогда аудитор Счетной палаты, а сегодня глава Комитета Совета Федерации по бюджету. И поначалу он, как и многие другие, искал повода избежать участия в работах:

«Предложение заняться попечением монастыря получил летом 2003 года. Сразу тогда сказал Сергею Вадимовичу Степашину — в такое время даже стройку начинать тяжело, а тут речь идет о реставрации на каждом из объектов, то есть шагу не сделаешь без согласования! Поэтому когда в сентябре того же года приехал в Муром на первое совещание с директорами местных компаний и заводов, то, честно говоря, искал больше аргументов против, чем за. Как строитель понимал: 36 объектов в развалинах, и ни по одному нет ни проекта, ни финансирования — это полная авантюра!»

Убедили его не поддаваться сомнениям совсем не материальные доводы. Сергей Рябухин узнал историю обители — о том, что основоположником обители был святой князь Глеб, а после его благоустройством занимался царь Иоанн Грозный, давший в том обет, если возьмет Казань. Между тем монастырь подвергался в разное время нашествию и разграблению, в частности полчищами Мамая. Но если Мамая обитель пережила, то нашествие советского прапорщика, как говорит сам Рябухин, рисковала не пережить. Именно это и стало решающим аргументом для будущего сенатора — нельзя отворачиваться от возможности помочь восстановлению тысячелетнего памятника.

«СТЕПАШИНСКИЙ» МОНАСТЫРЬ Работа началась и, ко всеобщему удивлению, шла чудесно быстрыми темпами. Восстановить 36 объектов, да так, чтобы они выглядели как с иголочки, за девять лет — любой профессионал скажет, что такое просто невозможно!

Важная деталь — смета расходов никем не завышалась. В итоге, как рассказал Сергей Рябухин, удалось восстановить все объекты за 225 миллионов рублей. Кстати, именно с порядочностью попечителей многие связывают успех проекта. А в народе поговаривают, что нечаянное преображение не было бы возможным, если бы незадолго до начала масштабных работ в монастырь не пришел список с особо почитаемого христианами афонского образа Божией Матери «Скоропослушница».

Верующие люди утверждают — по молитвам к Богородице у этой иконы для многих людей становится ясно, как решать неразрешимые проблемы.

Это лишний раз подтверждает народную мудрость, которая гласит: не стоит город без храма, а храм — без святыни. То же самое касалось и муромской обители.

Сегодня обустройство монастырской территории коснулось не только храмов и братских корпусов. Вне стен обители был построен храм святого Серафима Саровского, при котором по сей день работает благотворительная столовая. И посетителей в ней становится в наше время все больше. Открылась одна из лучших в стране гимназий. В этом году, как рассказал ее директор архимандрит Кронид, состоялся ее первый выпуск.

— Мы все — божьи люди, но мы все — граждане России, — говорит Сергей Степашин. — И по действующему законодательству за каждым учеником должны следовать деньги, которые выделяют на их обучение.

Однако наши законодатели приняли решение, согласно которому дополнительное финансирование может предоставляться той школе, где больше 300 учеников. Но возникает вопрос: как же жить другим — малочисленным сельским школам?

Большой вопрос…

Ситуация и в гимназии, и в монастыре в период экономического кризиса требует к себе внимания: сегодня нужды гимназии обеспечиваются только за счет обители — в том числе знаменитого не только в Муроме фирменного хлебопекарного производства. Но расходы на эксплуатацию становится нести все тяжелее. Как заметила монахиня Татияна, которая стала первым «прорабом» восстановительных работ в Спасо-Преображенском монастыре, он никогда не был бы восстановлен, если бы два Сергея — Степашин и Рябухин — не согласились на подвиг. «Сегодня люди часто спрашивают: «Как проехать в «степашинский» монастырь?» Такова благодарность народная. Но все-таки не все доделано — храмы, гимназию содержать очень нелегко. Господь все управляет, но и нашим властям не стоит забывать о попечении памятников духовной культуры. Иначе они будут напоминать конфетки без обертки».

Сергей Степашин

Родился 2 марта 1952 года в городе Порт-Артур (Китай). Окончил Высшее политическое училище МВД СССР (1973 г.), Военно-политическую академию (1981 г.), Финансовую академию при Правительстве РФ (2002 г.). В 1990-1993 гг. — народный депутат РСФСР, председатель Комитета Верховного Совета РФ по вопросам обороны и безопасности. В 1997-1998 гг. — министр юстиции РФ. С апреля 1998 г. — министр внутренних дел, с апреля 1999 г. — первый зампредседателя Правительства РФ, с мая 1999 г. — и.о. премьер-министра. 19 мая 1999 г. Госдума утвердила его на пост руководителя Правительства. В декабре 1999 г. избран депутатом Госдумы, где возглавлял Комиссию по борьбе с коррупцией. В 2000-2013 гг. — председатель Счетной палаты РФ. В 2014 г. — председатель наблюдательного совета госкорпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Президент Российского книжного союза (инициатор организации сотрудничества и подписания соглашений РКС с Московской патриархией, Российской государственной библиотекой, другими общественными организациями, создания филиалов в крупнейших культурных центрах России, проведения многочисленных культурных мероприятий, в частности выставок «Православная Русь», «Просвещение через книгу», Санкт-Петербургского международного книжного салона).

Глава попечительского совета московского театра EtСetera (один из организаторов учреждения стипендии имени А.В. Эфроса, учредителем которой стал театр при поддержке попечительского совета). Член попечительского совета Общества «Динамо» (являлся председателем оргкомитета по подготовке празднования 90-летия общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»).

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом.

В летописях «Монастырь Спаса на бору» упоминается 1096 годом.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи, преподобный Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника. Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным и походом на Казань в 1552 году. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Тогда Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь был привезен точный список икон Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

Воины и их сродники почитают образ святого великомученика Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика. Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преподобного Серафима Саровского, писаной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи святого старца Серафима.