«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
1 октября 2015

Дайджест СМИ от 01 октября 2015г.

Энергонадзор и энергобезопасность (iestream.ru), Москва, 30 сентября 2015 16:12

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖКХ ПРОСЯТ ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Автор: www.rg.ru

В регионах и муниципалитетах развернули активную деятельность центры общественного контроля в сфере ЖКХ, которые находятся под патронатом НП «ЖКХ Контроль». По словам его главы Светланы Разворотневой, на 1 июля 2015 года муниципальные представительства региональных центров общественного контроля ЖКХ созданы в 813 городских округах и муниципальных районах 58 субъектов РФ. Только работа этих центров не вполне легитимна, так как постановление правительства об организации жилищного контроля до сих пор не принято.

С одной стороны, их деятельность регламентируется Законом «Об основах общественного контроля в РФ», целью которого было привлечь граждан к участию в решении различных вопросов деятельности общества. В результате по всей стране заработали различные центры общественного контроля, которые должны наблюдать за деятельностью органов власти, оказывать ей помощь и поддержку при разрешении возникающих вопросов. «Наш комитет в прошлом году внес поправки в Жилищный кодекс РФ, по которым общественным объединениям дается множество полномочий, в том числе участвовать в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, направлять в госнадзор и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей», — пояснила «РГБ» первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.

Однако выступая на совещании в Общественной палате РФ, глава Наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин заявил о необходимости совершенствования нормативной базы по реализации законодательного регулирования в ЖКХ. Он считает, что пора добиться регулярного финансирования деятельности общественных контролеров и автономных некоммерческих организаций, осуществляющих эту работу. И попросил список регионов, которые не поддерживают деятельность центров общественного контроля в ЖКХ.

На самом деле у региональных центров общественного контроля есть легальные способы финансировать свою деятельность. Во-первых, через гранты как НКО, во-вторых, посредством государственных муниципальных заказов (к примеру, на просветительскую деятельность потребителей коммунальных услуг). Но, как заметила Светлана Разворотнева, именно за это часто и упрекают контролеров, что, получая деньги из местной казны, они не могут быть независимы в оценке работы властей в коммунальной сфере.

На практике получается, что контролирующие центры ЖКХ живут припеваючи только в тех городах, где смогли найти контакт с местными властями. К примеру, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Башкортостана Анатолий Дубовский в Общественной палате рассказал, что благодаря правильному подходу к чиновникам удалось создать центры во всех 63 муниципальных образованиях региона. Более того, им удалось на регулярной основе наладить выпуск газеты «Жилищные ведомости». Глава республики Рустэм Хамитов дал зеленый свет общественным контролерам, и теперь они получают бюджетные субсидии как социально ориентированная организация.

Однако такие примеры не стали общей практикой. Как призналась Разворотнева, несмотря на то, что указом президента обязанность по созданию сети общественных организаций, осуществляющих контроль в сфере ЖКХ, лежит в том числе и на региональных властях, «зачастую приходится «нагибать» чиновников, чтобы они хотя бы выделили помещения под центры». По информации НП «ЖКХ Контроль», региональные центры общественного контроля в Амурской, Ивановской, Вологодской, Новосибирской областях, Забайкальском крае, Еврейской автономной области и в Москве не получают никакой поддержки от региональных властей.

— Скепсис региональных руководителей, уклоняющихся от подписания соглашений, которые обязывают оказывать поддержку деятельности общественных центров, вероятно, связан с тем, что представителям общественной организации в этих регионах пока еще не удалось убедительно доказать перспективы результативности такой работы, — полагает эксперт совместного проекта правительства РФ и МБРР «Реформа ЖКХ в России» Карен Авакян.

Какими реальными полномочиями обладают центры ЖКХ и могут ли они, к примеру, выдавать предписания управляющим компаниям? «Их основная функция — проводить мониторинг правоприменительной практики в регионах, — пояснила «РГБ» Светлана Разворотнева. — Так, при рассмотрении закона о лицензировании они внесли более 80 поправок. Также в их задачи входит организация «горячих линий», помощь в судах, просветительская работа с населением». «К сожалению, этим ограничивается перечень полномочий общественного контроля. Законодательно не предусмотрены никакие особые возможности для общественного контроля в сфере ЖКХ, — рассказал Карен Авакян. — Нет возможности выходить с инспекцией, составлять акты, предписания, обязывать УК к определенным действиям. Определенные функции общественного контроля возложены на представителей Советов многоквартирных домов. Но наиболее весомые полномочия предоставлены председателю Совета МКД на основании доверенности от собственников — так в большинстве случаев УК не признает данные доверенности, требуя их нотариальное удостоверение, что сделать практически невозможно».

http://iestream.ru/news/gkh/4189-regionalnye-centry-obschestvennogo-kontrolya-v-sfere-zhkh-prosyat-finansovoy-nezavisimosti.html

Ассоциация Деревянного Домостроения (npadd.ru), Санкт-Петербург, 30 сентября 2015 12:09

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ

Бум строительства энергоэффективных домов в России, если немногочисленные реализованные образцы, можно назвать бумом, начался в 2008 году и длился до 2012. В данный момент новых энергоэффективных объектов становится все меньше, из-за долгого периода окупаемости, вложенных инвестиций.

Впервые об энергоэффективном строительстве задумались американцы 20 лет тому назад. Идея, родившаяся в Новом Свете, была успешно реализована в старушке-Европе. Немцы сделали систему эко строительства жизнеспособной, разработав национальную систему стандартов и норм энергоэффективности.

В Европе, не дожидались, когда частный сектор и бизнес проявят инициативу, форсировали изменения на рынке, вводя все более и более жесткие требования к строительной отрасли. Целевые государственные программы, принятые в ведущих европейских странах, преследовали главную цель — привести все здания к единому условно-пассивному уровню.

Быстрое завоевание строительного рынка энергоэффективными технологиями, стало возможным за счет поддержки правительства на законодательном уровне. Немецкими специалистами была разработана система финансирования энергоэффективного строительства, а также в 2002 году подготовлена директива энергоэффективности домов, впоследствии принятая во многих странах ЕС. В 2010 году директива была обновлена путем повышения обязательных норм энергоэффективности зданий, что положительным образом повлияло на развитие «зеленого» строительства. Например, построенные или модернизированные объекты в Германии должны быть сертифицированы на показатель энергетической потребности.

Энергетический сертификат состоит четырех листов, на трех из которых, размещены показатели объема потребляемой энергии, а также приложение с рекомендациями эксперта о путях повышения энергоэффективности здания. Под модернизацию и строительство энергоэффективных объектов, в рамках программы развития «зеленого» строительства, Немецким государственным банком развития предоставляется ссуда под низкий процент.

Немецкий государственный банк развития, также имеет программу для частного сектора, покрывающую первоначальные расходы на модернизацию здания. Банковская программа имеет четыре направления: для домов, построенных до 1983 года — «Модернизация в Рамках Сокращения Выбросов CO2»; «Модернизация Жилищного Фонда»; «Экологическое строительство»; «Муниципальные инвестиции в развитие энергоэффективной инфраструктуры».

Программа «Модернизация Жилищного Фонда» имеет дополнительное ответвление под названием ECO-Plus, облегчающая получение кредита на замену систем отопления и теплоизоляции наружных стен зданий, которая позволяет домовладельцу получить ссуду не превышающую € 50,000.

Банковская система KfW ( Kreditanstalt für Wiederaufbau ) — основной источник финансирования энегоэффективных технологий в Германии, 80% акций банка принадлежат немецкому правительству, еще 20% — Федеральным землям. Низкопроцентный кредит выдается при условии соответствия здания Постановлению об энергосбережении, то есть годовая потребность энергии на метр квадратный не превысит 40 кВт-ч.

Основная доля банковского финансирования направлена на модернизацию существующих зданий; также на кредиты частным и юридическим лицам, государственным компаниям, инвестирующим в строительство энергосберегающей недвижимости. Кредитная линия имеет фиксированную процентную ставку и гибкие условия, например, долгосрочное кредитование, а также возможность досрочного погашения кредита, высокий потолок лимита кредита, возможность объединить «энергоэффективный» кредит с другими финансовыми займами.

C 2006 по 2015 гг. в Германии было модернизировано или построено около 3 млн 300 тысяч энергосберегающих объектов, что положительным образом повлияло на развитие технологий в целом, обеспечивая работой около 300 000 человек ежегодно. Общая сумма финансирования рынка за 10 лет составила 15 миллиардов евро.

По новому законодательству, в новых сооружениях альтернативные источники энергии должны обеспечивать как минимум 15% энергии. Показатель в 15% достигается за счет энергии солнца, и до 50% обеспечивают биореакторы (биомасса) или геотермальная энергия.

По законам некоторых федеральных земель, на зданиях, прошедших капитальный ремонт, установка источников альтернативной энергии осуществляется в обязательном порядке.

В Норвегии, где климат более суров, а значит энергоэффективные технологии стоят несколько дороже, чем в Америке или Германии, государство поддерживает «зеленое» строительство путем налоговых льгот и прямых инвестиций (субсидирования). По государственной программе, если норвежец решит поставить эко систему водоснабжения стоимостью около 300 тысяч норвежских крон (около двух миллионов российских рублей), с окупаемостью инвестиций в 25-30 лет, то ему компенсируют 50% стоимости.

В Европе цена на «зеленую» недвижимость растет, несмотря на кризис. Например, сдать помещение в экоздании намного легче, чем в здании без эко модернизации. Например, в Норвегии стоимость строительства экодомов выше всего на 3-5%, так как оптимизация системы отопления или кондиционирования, в первую очередь, достигается за счет архитектурных и пространственных решений, то есть благодаря инжиниринговым расчетам на ранних стадиях создания объекта.

Как энергоэффективне технологии развивают в Америке? Как и в России, в США энергоэффективное строительство не поддерживается государством. Зато в США прекрасные условия для развития бизнеса, поэтому технологичные проекты удел наиболее обеспеченных слоев населения.

Этим объясняется скопление экодомов в штатах Флорида и Иллинойс. Причем, по давней американской традиции, дома имеют отнюдь не энергоэффективные размеры.

Например, самый дорогой экодом построенный в штате Флорида, имеет площадь в 1400 метров квадратных. Главные достопримечательности дома, похожего на гигантское бунгало, — винный погреб и кабинет с видом на океан. Дом обошелся хозяину в $29 миллионов долларов. По сравнению с этой суммой, Активный дом стоимостью в 38 млн. рублей — американский эконом класс. Энергосберегающее оборудование, установленное в доме, экономит 60% электроэнергии. То есть мы говорим, не об обеспечении энергией, а лишь об экономии. Многочисленные датчики, расположенные по периметру дома, а также на прилегающем участке, передают информацию о потреблении ресурсов на компьютер хозяина. На строительство здания ушло полтора года.

Второй пример частной энергоэффективной резиденции — Power House, расположенный в штате Флорида.

Дом имеет светодиодное освещение, систему оборотного водоснабжения, построен из возобновляемых материалов. На плоской крыше здания установлены солнечные батареи, занимающие площадь сравнимую с баскетбольным полем. Вырабатываемой энергии хватило бы на два дома по 200 кв. метров каждый. Дом оборудован независимой системой осушения воздуха, также установлены энергосберегающие окна, заполненные аргоном с коэффициентом теплопередачи 0.19 и коэффициентом теплопритока от солнечной радиации 0,3. В доме имеется энергоэффективная система отопления (при условии, что средняя температура воздуха во Флориде +30), вентиляция, кондиционирование, гибридный газовый проточный водонагреватель.

Дождевая вода собирается в 6000 резервуаров, отфильтровывается и подается водопроводную систему. На данный момент ее используют для конюшен. Вода экономится за счет ее повторного использования. Подобные экодома с учетом стоимости земли во Флориде и технического оснащения, могут позволить себе только очень богатые люди.

Как мы видим, «зеленые» технологии не стали общедоступными даже в экономически успешной Америке, и распространение подобных домов в благополучных штатах тому подтверждение.

Стоит заметить, что при благоприятных погодных условиях на большей площади США, дому достаточно производить энергию на обеспечение вентиляции, охлаждения воздуха, подогрева воды, освещение и бытовые приборы, в то время как, российские реалии требуют дополнительных вложений в систему отопления.

Энергоэффективные дома дорогая экономия и удел развитых экономик, но Россия имеет потенциал в данном направлении.

Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин заявил в своем докладе, что государство обеспечит дополнительную господдержку регионам, в которых возводится энергоэффективное жилье.

В одном из официальных пресс-релизов Сергей Степашин, так же сделал акцент на том, что в России существуют энергоэффективные разработки, которые необходимо внедрять.

Весной 2015 года министр строительства и ЖКХ Михаил Мень упомянул об инициативе Минстроя, о разработке стимулирующей программы для строителей, использующих энергоэффективные технологии.

http://www.npadd.ru/news/energoeffektivnye-zakony

Красное знамя Севера (kzsrk.ru), Сыктывкар, 30 сентября 2015 11:59

ПРОВЕРКА ГРЯДЕТ ИЗ МОСКВЫ / БОЛЬНОЙ ВОПРОС

Председатель общественного наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ Сергей Степашин планирует приехать в Коми для проверки состояния недвижимости.

На прошлой неделе в Москве на базе Общественной палаты РФ состоялось заседание национального центра «ЖКХ-Контроль» во главе с его председателем Светланой Разворотневой. Руководители филиалов центра со всех регионов съехались для обсуждения острых проблем и обмена опытом по общественному контролю в сфере ЖКХ.

Нашу республику представляла руководитель регионального центра Дарья Шучалина, возглавляющая также комиссию по вопросам ЖКХ в Общественной палате Коми.

— Я подняла вопрос перед участвовавшим в заседании руководством Фонда во главе с Константином Цициным о судьбе домов, которые до 2012 года де-факто уже считались аварийными, но де-юре таковыми не признаны, — пояснила Дарья Дмитриевна. — Эта ситуация характерна не только для Коми, но и для остальных территорий. Данные дома не вошли в программу сноса и переселения их жильцов, которая реализуется в настоящее время и на период до 2017-го

Она уточнила, что и после этой даты в новую программу данные дома также не войдут, поскольку через два года ликвидации будет подлежать жилфонд, наделенный статусом аварийного после 2012 года.

От руководства Фонда отреагировал на выступление Сергей Степашин. Он отметил, что поднятая нашим главредом тема крайне важная и поделился планами:

— Я намерен в ближайшее время побывать в Коми, когда у вас будет назначен и.о Главы региона. Хочу лично промониторить ситуацию с домами и попрошу вас как руководителя регионального центра подключиться к моей проверке для совместного анализа ситуации.

По словам Сергея Вадимовича, программа переселения россиян из аварийных домов и их сноса в государстве не только не будет завершена, но и разрастется, чтобы во всех уголках Отечества закрыть в самом обозримом будущем квартирный вопрос для обитателей непригодного домашнего очага.

http://www.kzsrk.ru/news/7361/

Единая Россия Амурская область (amur.er.ru), Благовещенск, 30 сентября 2015 9:02

В МОСКВЕ СОСТОЯЛСЯ IV ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «РАЗВИТИЕ СЕТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖКХ»

22 сентября в Москве прошел IV Всероссийский семинар-совещание «Развитие сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ».

Амурскую область представляла руководитель городского Центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» в Амурской области, руководитель партийного проекта «Школа грамотного потребителя» Ирина Сивакова.

На семинаре подвели итоги деятельности региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ в 2014-15 годах, а так же законодательное обеспечение процесса, взаимодействие с органами власти и надзором, осуществление общественного контроля за реализацией программ переселения граждан из аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов, проблемы управления многоквартирными домами, дальнейшее развитие сети общественного контроля — приход в муниципальные образования.

В работе совещания приняли участие исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, председатель Общественного совета Минстроя и ЖКХ РФ Сергей Степашин, гендиректор ГК «Фонд содействия реформирования ЖКХ» Константин Цицин, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, вопросам местного самоуправления, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Дмитрий Азаров, депутаты Государственной Думы РФ, члены Общественной палаты РФ, руководители Центров общественного контроля со всех федеральных округов Российской Федерации.

«Мне была предоставлена возможность выступить на совещании и обозначить существующие проблемы при реализации региональной программы переселения граждан из аварийного жилого фонда, — рассказала Ирина Сивакова. — Особенно я заострила внимание на неэффективном использовании бюджетных средств, выделяемых Амурской области на реализацию данной программы. Неоднократно представители регионального и городского Центров общественного контроля в сфере ЖКХ выявляли факты, когда пригодные для проживания многоквартирные дома попали под снос и гражданам приходится в суде отстаивать свои права на дальнейшее проживание в них, в то время как действительно нуждающиеся в расселении дома в программу не вошли. Известны факты, когда в рамках данной программы выделяются новые квартиры гражданам, умершим 16 и 20 лет назад. Не единичны и случаи, когда на ветхое и аварийное жилье расходуются средства для проведения капитального ремонта, что является нарушением законодательства РФ. Представители государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ предложили более тесное сотрудничество для устранения выявленных нарушений».

http://amur.er.ru/news/2015/9/30/v-moskve-sostoyalsya-iv-vserossijskij-seminar-soveshanie-razvitie-seti-regionalnyh-centrov-obshestvennogo-kontrolya-v-sfere-zhkh/