«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
14 июля 2021

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги контрольной деятельности за первое полугодие 2021 года

Итоговое совещание в Министерстве строительства и ЖКХ Алтайского края.

Фондом содействия реформированию ЖКХ в первом полугодии 2021 года в рамках контрольной деятельности осуществлялся мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18.

В период с января по июнь 2021 года Фондом проведено 53 контрольных мероприятия в 43 субъектах Российской Федерации, в ходе которых на территории 143 муниципальных образований проверены 296 многоквартирных домов, а также ход реализации 28 проектов и 48 объектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

Результаты контроля за ходом реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

В первом полугодии 2021 года выездные и дистанционные контрольные мероприятия по проверке хода реализации программ переселения 2019–2025 годов проведены в 21 субъекте Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Архангельская, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Свердловская, Смоленская и Тульская области, Еврейская автономная область).

По результатам контрольных мероприятий в проверенных муниципальных образованиях выявлены следующие основные систематические нарушения, риски и недостатки, оказывающие негативное влияние на темпы реализации программ переселения:

ненадлежащая подготовка в части выбора способа переселения граждан в муниципальных образованиях, обеспечения финансирования с учетом фактической рыночной стоимости жилья, а также длительности процедур предоставления субсидий из регионального в местные бюджеты отмечалась в 7 регионах (Республика Алтай, Нижегородская, Омская, Псковская, Свердловская, Тульская области, Еврейская автономная область). Вследствие указанных обстоятельств в Еврейской автономной области своевременно не выполнены целевые показатели 2020 года, в Омской области нарушены сроки реализации этапа 2019‒2020 годов программы, в Республике Алтай имеются риски несвоевременного достижения целевых показателей 2021 года. В Волгоградской и Нижегородской областях несогласие граждан с предложенными способами или условиями переселения привело к значительному количеству судебных споров в городах Волгограде и Нижнем Новгороде и, как следствие, затягиванию сроков фактического переселения граждан из аварийного жилья;

нарушение подрядными организациями (застройщиками) сроков исполнения обязательств по контрактам на строительство и приобретение жилых помещений, что послужило причиной несвоевременного переселения граждан в отдельных муниципальных образованиях 7 регионов (Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Нижегородская, Новосибирская, Псковская, Рязанская и Свердловская области). При этом в Псковской области заказчиком не проводилась претензионная работа в отношении строительной организации; в Свердловской области только после проверки Фонда организовано ее проведение, а муниципальным образованиям указано на необходимость включения в состав заключаемых контрактов графиков выполнения строительных работ, а также мер ответственности за его несоблюдение;

нарушение органами местного самоуправления порядка изъятия у собственников жилых помещений в аварийных домах для государственных или муниципальных нужд, предусмотренного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, выявлялось в 10 регионах (Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Волгоградская, Калужская, Ленинградская, Тульская, Омская, Псковская, Рязанская и Свердловская области). Невыполнение предусмотренных законодательством мероприятий может привести к возникновению риска затягивания судебных разбирательств в случае несогласия граждан с условиями переселения, и, как следствие, сроков переселения граждан. По результатам рассмотрения рекомендаций Фонда в большинстве проверенных регионов органами власти, ответственными за реализацию программы переселения, проведена разъяснительная работа с муниципальными образованиями о необходимости выполнения требований статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в Омской области в соглашения о предоставлении финансирования муниципальным образованиям внесены дополнительные требования о соблюдении порядка изъятия жилых помещений в аварийных домах.

Кроме того, в Республике Башкортостан и Орловской области основной причиной невыполнения обязательства по заключению до 31 декабря 2020 года контрактов, обеспечивающих расселение не менее 90% аварийной площади от минимального размера этапа 2020-2021 годов, и, как следствие, приостановки предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, явилось невыполнение органами местного самоуправления мероприятий по заключению с гражданами соглашений, предусматривающих предоставление возмещения за изымаемые жилые помещения, ввиду несогласия граждан с предлагаемой суммой возмещения.

Отдельными регионами допущено предоставление в Фонд недостоверной информации о сроках выполнения мероприятий программы переселения 2019–2025 годов в составе годовой отчетности за 2020 год. В связи с выявленными фактами к Республике Башкортостан, Псковской, Свердловской и Смоленской областям Фондом применены штрафные санкции в размере 500 тыс. рублей. По результатам рассмотрения рекомендаций Фонда Свердловская и Смоленская области отчитались в Фонд об усилении контроля за полнотой, актуальностью и достоверностью представляемой в госкорпорацию отчетности; в Смоленской области ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

В 2021 году Фонд продолжает контролировать качество жилых помещений, предоставляемых переселяемым из аварийного жилья гражданам, посредством выездного мониторинга, а также привлечения специалистов региональных центров НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» в рамках проведения дистанционных контрольных мероприятий.

Так, при проведении 28 контрольных мероприятий в 28 субъектах Российской Федерации осмотрено 229 многоквартирных домов, построенных в рамках программ переселения, в том числе 65 домов, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России №709/пр.

По результатам осмотров значительные строительные дефекты, из-за которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики зданий, выявлены в 15 многоквартирных домах в 8 регионах (Республика Карелия, Республика Татарстан, Псковская, Рязанская, Нижегородская, Омская, Орловская и Свердловская области), переселение граждан в которые осуществлялось в рамках 185-ФЗ. В целях контроля за устранением выявленных нарушений указанные дома были включены в предусмотренный приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр реестр обращений по вопросам качества жилых помещений.

Основными причинами строительства некачественного жилья продолжают оставаться недобросовестное исполнение подрядными организациями и застройщиками принятых обязательств по заключенным контрактам, а также отсутствие строительного контроля за ходом выполнения СМР со стороны заказчиков строительства и не организованная должным образом приемка жилых помещений в случаях их приобретения у застройщика.

В рамках контрольных мероприятий при проверке хода устранения нарушений в домах, включенных в реестр обращений, особое внимание Фондом уделялось работе региональных комиссий по рассмотрению обращений по вопросам качества жилых помещений. Так, в рамках выездного мониторинга в Пермском крае было проведено совещание с участием представителей Правительства региона и глав муниципальных образований, на котором подробно рассматривались все выявленные недостатки и даны рекомендации по совершенствованию работы региональной комиссии. В Республике Карелия, Приморском крае, Астраханской области рекомендации Фонда были направлены на активизацию работы по устранению выявленных строительных дефектов, в результате чего 10 домов были исключены из реестра обращений.

Кроме того, в отчетном периоде 2021 года осуществлялись проверки выполнения субъектами Российской Федерации условий договоров о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда в части обеспечения приемки построенных домов и жилых помещений в новостройках в рамках программ переселения 2019‒2025 годов с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности.

Результаты проверок показали, что в 10 регионах достаточные меры для привлечения к участию всех предусмотренных представителей в составе комиссий органами власти своевременно не принимались (Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Волгоградская, Ленинградская, Псковская, Пензенская, Рязанская, Свердловская, Смоленская и Тульская области). Вместе с тем, после проверок Фонда в большинстве указанных субъектов Российской Федерации соответствующие рекомендации Фонда исполнены, в том числе в Волгоградской и Смоленской областях подготовлены проекты нормативных актов об актуализации состава комиссий, в Рязанской, Свердловской и Тульской областях направлены письма в надзорные органы о включении в состав комиссий соответствующих специалистов.

В ходе проверки соблюдения регионами рекомендуемых требований к жилью, предоставляемому гражданам в рамках программ переселения 2019−2025 годов, предусмотренных приказом Минстроя России от 31 января 2019 года №65/пр, установлено, что в отдельных муниципальных образованиях 5 регионов при проведении конкурсных процедур на приобретение жилья в аукционную документацию не включались требования к конструктивным элементам домов (Республика Алтай, Ленинградская, Псковская, Омская и Тульская области). В ряде проверенных муниципальных образований 6 субъектов Российской Федерации фиксировались случаи несоблюдения рекомендаций о необходимом классе энергетической эффективности здания (Волгоградская, Калужская, Пензенская, Рязанская, Смоленская и Тульская области), в связи с чем Фонд рекомендовал регионам неукоснительно придерживаться рекомендаций Минстроя России.

При заключении контрактов на приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости не устанавливались требования к текущему состоянию зданий в Ленинградской области (Янегское сельское поселение), Омской области (город Омск), Тульской области (город Тула, Кимовский район), Смоленской области (Вяземский и Ярцевский муниципальные районы), Пензенской области (города Кузнецк и Каменка), что создает риск приобретения квартир в домах с высокой степенью физического износа или ненадлежащего качества.

Кроме того, в ходе реализации программ переселения в отдельных регионах выявлялись иные нарушения и недостатки, требовавшие устранения или принятия мер в целях недопущения аналогичных фактов в дальнейшем:

несоблюдение порядка очередности расселения аварийных домов, предусмотренного программой переселения, требованиям пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ (выявлено в четырех регионах: Республике Татарстан, Ивановской, Орловской и Пензенской областях);

нарушение требований градостроительного законодательства при вводе домов в эксплуатацию в отсутствие ЗОС (в Республике Башкортостан, Нижегородской области), а также при возведении МКД в отсутствие разрешения на строительство (в Псковской области). В частности, по указанным фактам прокуратурой Калтасинского района Республики Башкортостан первый заместитель главы администрации данного района привлечен к административной ответственности, в адрес главы администрации муниципального образования внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. По заявлению прокурора Великолукского района Псковской области Арбитражным судом региона вынесено решение о назначении подрядной организации административного штрафа в размере 250 тыс. рублей;

неисполнение обязательства по актуализации сведений о ходе реализации программы в АИС «Реформа ЖКХ» (выявлено в 11 регионах: Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Смоленской и Тульской областях, Еврейской автономной области). В целях устранения указанного замечания регионами осуществляется актуализация информации в АИС «Реформа ЖКХ»;

значительный объем не снесенных домов, расселенных в рамках программ переселения прошлых лет, зафиксирован в четырех регионах (Республике Саха (Якутия), Ленинградской, Нижегородской и Тульской областях). Основными причинами незавершения мероприятий по сносу таких домов являются: недостаточность средств в местных бюджетах на указанные цели, затянувшиеся судебные разбирательства, связанные с переселением граждан, наличие среди расселенных аварийных домов объектов, имеющих статус домов культурного наследия, в связи с чем планируется их дальнейшая эксплуатация с проведением реконструкции.

Кроме того, Фондом в отчетном периоде было продолжено проведение на регулярной основе работы по рассмотрению опубликованных в средствах массовой информации сведений о нарушениях, допускаемых в субъектах Российской Федерации в ходе реализации программ переселения. По ее результатам:

в связи с ненадлежащим качеством жилья, предоставленного переселенным гражданам в 10 регионах, в реестр обращений включены 10 многоквартирных домов (Республика Коми, Республика Тыва, Приморский край, Архангельская, Ивановская, Иркутская, Омская, Сахалинская и Ярославская области, Кемеровская область – Кузбасс);

в Ярославской области Фондом с привлечением представителей регионального центра общественного контроля было проконтролировано устранение нарушений требований к качеству жилых помещений, предоставленных гражданам в рамках программы переселения 2013–2017 годов, в доме №7А по улице Свободы в поселке Константиновский;

в Новосибирской области после обращения Фонда проведено комиссионное обследование дома №57А по улице Никитина в городе Новосибирске, признанного аварийным в 2016 году и включенного в программу переселения 2019–2025 годов, на предмет его технического состояния с целью определения безопасного проживания в нем граждан до момента их переселения. Согласно информации Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, по результатам обследования установлено, что угрозы для проживания граждан, а также жизни и здоровья не выявлено; управляющей компании рекомендовано проведение осмотра технического состояния дома в весенний и осенний периоды. Вместе с тем, всем гражданам предложено переселение в помещения маневренного фонда (две семьи уже переселены);

в городе Белогорске Амурской области, где Фондом контролировался вопрос обоснованности включения жилых помещений в программу переселения, местной администрацией проведена работа по инвентаризации жилых помещений, по результатам которой из программы переселения исключены квартиры, в которых граждане фактически не проживают.

Результаты выездного мониторинга реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В первом полугодии 2021 года выездной мониторинг реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, проведен в 6 субъектах Российской Федерации (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Новосибирская области, Еврейская автономная область).

Результаты мониторинга свидетельствуют о ненадлежащем проведении в 6 регионах мониторинга технического состояния многоквартирных домов и неэффективном взаимодействии участников этого процесса (региональных и муниципальных органов власти, региональных операторов и управляющих организаций), следствием которых в отдельных случаях являлось выполнение капитального ремонта в домах с высокой степенью износа, ремонт которых экономически нецелесообразен, которые впоследствии были признаны аварийными, необоснованное включение аварийных домов в программу капитального ремонта, нарушение очередности выполнения видов работ по капремонту, выполнение работ по ремонту имущества, не относящегося к общему имуществу дома, а также планирование работ, выполнение которых не требуется (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Новосибирская области, Еврейская автономная область).

В трех субъектах Российской Федерации зафиксированы факты неправомерного использования региональными операторами средств, выражающиеся в том числе в оплате фактически невыполненных работ и неподтвержденных затрат, нарушениях при применении расценок и коэффициентов к сметной стоимости, что приводит к завышению стоимости работ (Нижегородская и Новосибирская области, Еврейская автономная область).

В ряде субъектов Российской Федерации нарушаются сроки реализации краткосрочных планов региональных программ (Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Новосибирская области, Еврейская автономная область). Основными причинами невыполнения планов являются низкий уровень их подготовки, позднее проведение конкурсов по отбору подрядчиков, ненадлежащий контроль за их реализацией как со стороны регионального оператора, так и ответственных за реализацию программ региональных органов власти, а также нарушение подрядными организациями сроков и качества выполнения ремонтных работ.

В ходе мониторинга в 6 регионах (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Новосибирская области, Еврейская автономная область) зафиксированы риски невыполнения в полном объеме долгосрочных программ капитального ремонта, связанные с недостаточным финансовым обеспечением программ (в срок действия программы не обеспечивается возвратность средств, заимствованных у одних домов и использованных на капитальный ремонт других домов; региональными операторами не принимаются надлежащие меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и проч.).

При проведении выборочного осмотра объектов капитального ремонта выявлены факты некачественного выполнения ремонтных работ, а также нарушения технологии производства выполненных работ, СНиП, технических регламентов и прочих норм градостроительного законодательства (Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Новосибирская области, Еврейская автономная область). Основными причинами некачественного выполнения ремонтных работ являются нарушения, допущенные подрядными организациями при выполнении работ, несоответствие качества выполнения технологических операций и несоответствие применяемых материалов требованиям проектной документации и технических регламентов. Также указанное свидетельствует о ненадлежащем осуществлении строительного контроля как со стороны региональных операторов, так и привлекаемых ими подрядных организаций, за соблюдением проектных решений, сроков выполнения работ, требований нормативных документов, последовательности и состава выполняемых технологических операций. В ряде случаев нарушения качества работ обусловлены низким уровнем разработанной проектно-сметной документации и ненадлежащей приемкой выполненных работ (без участия в работе комиссии, создаваемой региональным оператором, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы капитального ремонта, органа местного самоуправления, управляющих организаций и собственников, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в ходе мониторинга выявлены факты предоставления Еврейской автономной областью недостоверных сведений в составе отчетности, направляемой в Фонд во исполнение приказа Минстроя России от 1 декабря 2016 года № 871/пр. Также в АИС «Реформа ЖКХ» своевременно не актуализируются и не в полном объеме заполняются данные по мониторингу реализации программ капитального ремонта.

Результаты выездного и дистанционного мониторинга соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18

В отчетном периоде выездные и дистанционные проверки соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18, проведены в 14 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Удмуртская Республика, Алтайский и Пермский края, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра). В ходе указанных проверок осмотрены 53 многоквартирных дома на территории 25 муниципальных образований.

По результатам проверок выявлены следующие основные нарушения и недостатки:

несоблюдение срока перечисления средств Фонда в бюджеты муниципальных образований, установленного договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда (в Республике Адыгея, Пермском крае, Ивановской, Новосибирской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре);

нарушение предусмотренного требованиями Правил срока перечисления средств Фонда на банковские счета многоквартирных домов, в которых осуществлен капитальный ремонт (в Пермском крае, Ивановской, Курской и Липецкой областях).

В целях устранения выявленных нарушений Ивановской, Курской и Липецкой областями средства финансовой поддержки Фонда перечислены в полном объеме как на счета муниципальных образований, так и на специальные счета многоквартирных домов. В Пермском крае приняты все необходимые меры для недопущения в дальнейшем нарушения сроков перечисления указанных средств;

предоставление неподтвержденных сведений о потреблении тепловой энергии и несоответствие сведений требованиям Правил в части принятого показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, повлекшее необоснованное перечисление финансовой поддержки Фонда. Указанное нарушение влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда и требует усиления контроля со стороны региона за достоверностью предоставляемых сведений (в Пермском крае);

уменьшение суммы расходов на уплату процентов за пользование кредитом на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту в связи с досрочным погашением кредитных обязательств, что влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда (в Ростовской области);

досрочное погашение кредитных обязательств, требующее после полного погашения кредита перерасчета суммы финансовой поддержки Фонда в части ее уменьшения и контроля со стороны региона (в Нижегородской и Ростовской областях);

нарушения требований к качеству выполненных работ (во Владимирской и Липецкой областях). В соответствии с рекомендациями Фонда в указанных регионах приняты необходимые меры по устранению выявленных недостатков качества;

предоставление недостоверных сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки Фонда о сроках выполнения работ (в Липецкой области);

некорректное заполнение отчетности о выполнении работ и (или) услуг по капитальному ремонту и мероприятиях по энергосбережению, требующее усиления контроля со стороны региона за достоверностью предоставляемых сведений (во Владимирской и Курской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре).

По итогам проверочных мероприятий в Курской и Липецкой областях приняты меры по контролю за корректностью заполнения и предоставления в Фонд данных в составе заявок на предоставление финансовой поддержки и отчетных данных. Владимирской областью также сообщается об усилении контроля за заполнением отчетности;

некорректное заполнение сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки Фонда о потреблении тепловой и электрической энергии (в Республике Адыгея);

превышение суммы средств финансовой поддержки, подлежащей перечислению из бюджета региона на счета конечных получателей, исходя из суммы фактически уплаченных процентов за пользование займом на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД (в Ростовской области);

невыполнение требований пункта 2 части 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости установления гарантийного срока длительностью не менее 5 лет при заключении договора на выполнение работ по капитальному ремонту (в Алтайском и Пермском краях). В целях устранения нарушения в Пермском крае заключено дополнительное соглашение к договору на проведение работ по капитальному ремонту, предусматривающее увеличение гарантийного срока по выполненным работам до 5 лет.

Результаты выездного и дистанционного мониторинга реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры»

В первом полугодии 2021 года выездной и дистанционный мониторинг реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры проведен в 12 субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Приморский край, Белгородская, Владимирская, Калининградская, Калужская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская и Томская области).

По результатам контрольных мероприятий выявлены следующие нарушения, оказывающие негативное влияние на процесс подготовки и реализации проектов модернизации.

В 9 субъектах Российской Федерации выявлены нарушения в части объемов и стоимости выполненных работ (Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Приморский край, Белгородская, Калужская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская и Томская области). В связи с выявленными в Приморском крае нарушениями правлением Фонда принято решение о расторжении двух договоров о предоставлении финансовой поддержки Фонда, в связи с чем авансированные Фондом средства в объеме 33 361,791 тыс. рублей возвращены регионом в марте 2021 года в госкорпорацию.

В Белгородской области выявлены нарушения сроков выполнения мероприятий (этапов работ) по реализации проектов модернизации, предусмотренных договорами о предоставлении финансовой поддержки.

Учитывая результаты мониторинга, в 5 регионах отмечен недостаточный уровень организации проведения строительного контроля в процессе реализации проектов модернизации (Чувашская Республика, Приморский край, Белгородская, Калужская и Томская области).

На территории двух субъектов Российской Федерации выявлены нарушения СНиП, технических регламентов и прочих норм градостроительного законодательства в части качества выполненных работ (Белгородская и Томская области).

Кроме того, в отношении 5 регионов (Приморский край, Белгородская, Калужская, Свердловская и Томская области) применены штрафные санкции на общую сумму 1 200 тыс. рублей по выявленным фактам предоставления недостоверных сведений в составе отчетности в Фонд.

В составе отчетов о результатах проверок в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации Фондом направлены рекомендации о необходимости принятия органами власти мер по устранению всех нарушений, выявленных в ходе мониторинговых мероприятий. Кроме того, копии всех отчетов для принятия мер реагирования направлены в контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и региональные прокуратуры, а по результатам проверок реализации проектов модернизации и выполнения работ по энергоэффективному капитальному ремонту – также в установленном порядке в Минстрой России.

Результаты взаимодействия Фонда с контрольно-надзорными, правоохранительными органами и общественными организациями

В отчетном периоде в Фонд поступила информация из прокуратур 23 субъектов Российской Федерации о рассмотрении актов госкорпорации о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2020–2021 годах. Согласно указанной информации органами прокуратуры 17 регионов по выявленным Фондом фактам внесено 66 представлений об устранении нарушений требований законодательства. В Республике Марий Эл, Республике Крым, Кемеровской области – Кузбассе, Курской, Омской и Смоленской областях виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной или административной ответственности, объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

По информации органов прокуратуры, в связи с нарушениями, допущенными при реализации программ переселения прошлых лет в Республике Крым, Кировской и Омской областях, в 2020 году были возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества и халатности (статьи 159 и 293 Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно).

Кроме того, в июне 2021 года работники Фонда были привлечены к участию в организованном Генеральной прокуратурой Российской Федерации выездном мероприятии в Новосибирской области, в том числе по направлениям, связанным с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Информация о выявленных Фондом нарушениях была предоставлена комиссии Генеральной прокуратуры РФ для возможного использования в надзорной деятельности.

Также в первом полугодии 2021 года продолжен информационный обмен с прокуратурами субъектов Российской Федерации в рамках дистанционных контрольных мероприятий по проверке хода реализации программ переселения: рабочими группами Фонда используется информация надзорных ведомств о нарушениях и недостатках, допускаемых в регионах при расселении аварийного жилья, а также в отдельных случаях контролируется ход устранения выявленных органами прокуратуры нарушений.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами в прошедшем периоде 2021 года Фондом в ГУЭБиПК МВД России направлены материалы о выявленных в 2020–2021 годах нарушениях, допущенных в ходе реализации программ переселения, капитального ремонта, а также проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Калужской, Рязанской, Тамбовской и Новгородской областях.

В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством продолжено осуществление мониторинга и принятие мер по устранению нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства по результатам проведенных в субъектах Российской Федерации контрольных мероприятий в части реализации софинансируемых Фондом региональных программ. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом мониторинговых мероприятий, в том числе в форме выездных проверок в субъектах Российской Федерации. На контроле госкорпорации остается устранение нарушений по фактам неправомерного расходования средств Фонда в четырех субъектах Российской Федерации (Краснодарский край, Архангельская, Ивановская и Саратовская области).

В свою очередь, сводная информация о результатах проводимого Фондом выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств Фонда и реализации региональных программ, направляется Фондом в Федеральное казначейство для возможного использования в работе в целях повышения эффективности осуществляемой контрольной деятельности.

В контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации Фондом направляются копии отчетов о результатах контрольных мероприятий: за истекший период 2021 года направлены результаты проверок в 32 регионах. В свою очередь, в рамках информационного обмена контрольно-счетными органами 29 регионов в Фонд представлены относящиеся к компетенции госкорпорации сведения, в том числе результаты проверок в 7 субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Астраханская, Волгоградская, Курская, Орловская, Псковская и Тульская области). На контроле Фонда находится устранение нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой Псковской области по фактам несоблюдения перечня характеристик и требований к приобретаемым жилым помещениям, предусмотренных Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года №65/пр. Также на контроле Фонда находится устранение нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой города Волгограда по факту неподтверждения необходимости и целесообразности расселения дома №7 по улице Молодежной на территории Рабочего поселка Горьковский.

Также в 2021 году Фонд продолжил осуществлять взаимодействие с общественной организацией НП «ЖКХ Контроль» и региональными центрами общественного контроля. Совместная работа была нацелена прежде всего на обеспечение должного контроля за качеством предоставляемого гражданам жилья, а также за качеством выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и реализовывалась в том числе в рамках дистанционных контрольных мероприятий Фонда по следующим основным направлениям: обмен информацией о результатах мониторинга, осуществление контроля за устранением нарушений.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Календарь новостей

Подписка на новости
Это успех!
Подписка успешно оформлена!