«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности
14 октября 2021

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги контрольной деятельности за 9 месяцев 2021 года

Представители Фонда ЖКХ на выездной проверке в Оренбургской области, в которой приняли участие сотрудники прокуратуры.

Фондом содействия реформированию ЖКХ в период с января по сентябрь 2021 года в рамках контрольной деятельности осуществлялся мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18.

В отчетном периоде Фондом ЖКХ проведено 80 контрольных мероприятий в 59 субъектах Российской Федерации, в ходе которых на территории 208 муниципальных образований проверены 419 многоквартирных домов, а также ход реализации 43 проектов и 63 объектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

Результаты контроля за ходом реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

В период с января по сентябрь 2021 года выездные и дистанционные контрольные мероприятия по проверке хода реализации программ переселения 2019–2025 годов проведены в 32 субъектах Российской Федерации.

По результатам указанных проверок выявлены следующие основные систематические нарушения, риски и недостатки, оказывающие негативное влияние на темпы реализации программ переселения:

ненадлежащая подготовка в части выбора способа переселения граждан в муниципальных образованиях, обеспечения финансирования с учетом фактической рыночной стоимости жилья, а также длительности процедур предоставления субсидий из регионального в местные бюджеты отмечалась в 11 регионах (Республика Алтай, Республика Мордовия, Ставропольский край, Курганская, Нижегородская, Омская, Псковская, Свердловская, Тамбовская, Тульская области, Еврейская автономная область). Вследствие указанных обстоятельств в Ставропольском крае и Еврейской автономной области целевые показатели 2020 года достигнуты только в марте и сентябре 2021 года соответственно, в Омской области реализация этапа 2019‒2020 годов программы завершена только в июле 2021 года, в Республике Алтай, Тамбовской области и Еврейской автономной области имеются риски несвоевременного достижения целевых показателей 2021 года. В Волгоградской и Нижегородской областях несогласие граждан с предложенными способами или условиями переселения привело к значительному количеству судебных споров в городах Волгограде и Нижнем Новгороде и, как следствие, затягиванию сроков фактического переселения граждан из аварийного жилья;

нарушение подрядными организациями (застройщиками) сроков исполнения обязательств по контрактам на строительство и приобретение жилых помещений, что послужило причиной несвоевременного переселения граждан в отдельных муниципальных образованиях 10 регионов (Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Кировская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Псковская, Рязанская и Свердловская области). В Республике Мордовия (городское поселение Рузаевка) выявлен значительный риск срыва застройщиком сроков исполнения контракта, и, как следствие, несвоевременного завершения этапа 2020-2021 годов программы переселения. При этом в Республике Мордовия, Кировской и Псковской областях заказчиками не проводилась надлежащим образом претензионная работа в отношении строительных организаций; в Свердловской области только после проверки Фонда ЖКХ организовано ее проведение, а муниципальным образованиям указано на необходимость включения в состав заключаемых контрактов графиков выполнения строительных работ, а также мер ответственности за его несоблюдение;

нарушение установленных контрактами сроков выполнения подрядными организациями проектных работ и проведения экспертизы проектной документации на строительство многоквартирных домов, что в Республике Калмыкия и Кировской области привело к риску недостижения целевых показателей 2021 года;

нарушение органами местного самоуправления порядка изъятия у собственников жилых помещений в аварийных домах для государственных или муниципальных нужд, предусмотренного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выявлялось в 17 регионах (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Волгоградская, Калужская, Кировская, Курганская, Ленинградская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Омская, Псковская, Рязанская и Свердловская области). Невыполнение предусмотренных законодательством мероприятий может привести к возникновению риска затягивания судебных разбирательств в случае несогласия граждан с условиями переселения, и, как следствие, сроков переселения граждан. По результатам рассмотрения рекомендаций Фонда ЖКХ в большинстве проверенных регионов органами власти, ответственными за реализацию программы переселения, проведена разъяснительная работа с муниципальными образованиями о необходимости выполнения требований статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в Омской области в соглашения о предоставлении финансирования муниципальным образованиям внесены дополнительные требования о соблюдении порядка изъятия жилых помещений в аварийных домах.

Кроме того, в Республике Башкортостан и Орловской области основной причиной невыполнения обязательства по заключению до 31 декабря 2020 года контрактов, обеспечивающих расселение не менее 90% аварийной площади от минимального размера этапа 2020-2021 годов, и, как следствие, приостановки предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, явилось невыполнение органами местного самоуправления мероприятий по заключению с гражданами соглашений, предусматривающих предоставление возмещения за изымаемые жилые помещения, ввиду несогласия граждан с предлагаемой суммой возмещения. Впоследствии регионы отчитались в Фонд содействия реформированию ЖКХ об исполнении обязательства, предоставление финансовой поддержки за счет средств госкорпорации было возобновлено.

Отдельными регионами допущено предоставление в Фонд ЖКХ недостоверной информации о сроках выполнения мероприятий программы переселения 2019–2025 годов в составе годовой отчетности за 2020 год. В связи с выявленными фактами к 7 субъектам Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Курганская, Псковская, Свердловская и Смоленская области) Фондом ЖКХ применены штрафные санкции в размере 500 тыс. рублей. По результатам рассмотрения рекомендаций госкорпорации Свердловская и Смоленская области отчитались в Фонд ЖКХ об усилении контроля за полнотой, актуальностью и достоверностью представляемой в госкорпорацию отчетности; в Смоленской области ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

В Республике Ингушетия чрезвычайно низкие темпы выполнения мероприятий программ переселения прошлых лет, непринятие действенных мер по исправлению существующей ситуации со стороны республиканских и муниципальных органов власти, обусловливают наличие рисков незавершения указанных программ в очередной запланированный срок (до конца 2021 года).

В 2021 году Фонд ЖКХ продолжает контролировать качество жилых помещений, предоставляемых переселяемым из аварийного жилья гражданам, посредством выездного мониторинга, а также привлечения специалистов региональных центров НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» в рамках проведения дистанционных контрольных мероприятий.

Так, при проведении 40 контрольных мероприятий в 38 субъектах Российской Федерации осмотрено 268 многоквартирных домов, построенных в рамках программ переселения, в том числе 82 дома, находящихся на контроле Фонда ЖКХ в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России №709/пр.

По результатам осмотров значительные строительные дефекты, из-за которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики зданий, выявлены в 25 многоквартирных домах в 11 регионах (Республика Карелия, Республика Татарстан, Курганская, Нижегородская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Саратовская и Свердловская области), переселение граждан в которые осуществлялось в рамках программ расселения аварийного жилья. В целях контроля за устранением выявленных нарушений указанные дома были включены в предусмотренный приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр реестр обращений по вопросам качества жилых помещений.

Основными причинами строительства некачественного жилья продолжают оставаться недобросовестное исполнение подрядными организациями и застройщиками принятых обязательств по заключенным контрактам, а также отсутствие строительного контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ со стороны заказчиков строительства и не организованная должным образом приемка жилых помещений в случаях их приобретения у застройщика.

В рамках контрольных мероприятий при проверке хода устранения нарушений в домах, включенных в реестр обращений, особое внимание Фондом ЖКХ уделялось работе региональных комиссий по рассмотрению обращений по вопросам качества жилых помещений. Так, в рамках выездного мониторинга в Пермском крае было проведено совещание с участием представителей Правительства региона и глав муниципальных образований, на котором подробно рассматривались все выявленные недостатки и даны рекомендации по совершенствованию работы региональной комиссии. В Республике Карелия, Приморском крае, Астраханской, Московской и Тверской областях рекомендации Фонда содействия реформированию ЖКХ были направлены на активизацию работы по устранению выявленных строительных дефектов, по результатам реализации которых 20 домов были исключены из реестра обращений.

Кроме того, в отчетном периоде 2021 года осуществлялись проверки выполнения субъектами Российской Федерации условий договоров о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в части обеспечения приемки построенных домов и жилых помещений в новостройках в рамках программ переселения 2019‒2025 годов с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности.

Результаты проверок показали, что в 17 регионах достаточные меры для привлечения к участию всех предусмотренных представителей в составе комиссий органами власти своевременно не принимались (Республика Алтай, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ставропольский край, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Смоленская и Тульская области, Еврейская автономная область). Кроме того, в Тамбовской и Курганской областях приемка приобретаемых помещений в построенных домах не обеспечена. Вместе с тем, после проверок в большинстве указанных субъектов Российской Федерации соответствующие рекомендации Фонда ЖКХ исполнены, в том числе в Республике Саха (Якутия), Волгоградской и Смоленской областях подготовлены проекты нормативных актов об актуализации состава комиссий, в Пензенской, Рязанской, Свердловской и Тульской областях направлены письма в надзорные органы о включении в состав комиссий соответствующих специалистов.

В ходе проверки соблюдения регионами рекомендуемых требований к жилью, предоставляемому гражданам в рамках программ переселения 2019−2025 годов, предусмотренных приказом Минстроя России от 31 января 2019 года №65/пр, установлено, что в отдельных муниципальных образованиях 7 регионов при проведении конкурсных процедур на приобретение жилья в аукционную документацию не включались требования к конструктивным элементам домов (Республика Алтай, Республика Карелия, Ставропольский край, Оренбургская, Псковская, Тамбовская и Тульская области). В ряде проверенных муниципальных образований 6 субъектов Российской Федерации фиксировались случаи несоблюдения рекомендаций о необходимом классе энергетической эффективности здания (Волгоградская, Калужская, Пензенская, Рязанская, Смоленская и Тульская области), в связи с чем Фонд ЖКХ рекомендовал регионам неукоснительно придерживаться рекомендаций Минстроя России.

При заключении контрактов на приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости не устанавливались требования к текущему состоянию зданий в Республике Карелия (город Петрозаводск), Ленинградской области (Янегское сельское поселение), Омской области (город Омск), Пензенской области (города Кузнецк и Каменка), Смоленской области (Вяземский и Ярцевский муниципальные районы), Тульской области (город Тула, Кимовский район), что создает риск приобретения квартир в домах с высокой степенью физического износа или ненадлежащего качества. После проверок Фонда ЖКХ в большинстве указанных субъектов Российской Федерации соответствующие рекомендации учтены. Так, Республикой Карелия внесены соответствующие изменения в соглашения с муниципальными образованиями; Ленинградской, Омской и Тульской областями с администрациями муниципальных образований проведена разъяснительная работа о необходимости неукоснительного соблюдения рекомендуемых характеристик в соответствии с приказом Минстроя России №65/пр.

Также Фондом содействия реформированию ЖКХ в отчетном периоде было продолжено проведение на регулярной основе работы по рассмотрению опубликованных в средствах массовой информации сведений о нарушениях, допускаемых в субъектах Российской Федерации в ходе реализации программ переселения. По ее результатам в связи с ненадлежащим качеством жилья, предоставленного переселенным гражданам в 13 регионах, в реестр обращений включено 15 многоквартирных домов (Республика Коми, Республика Тыва, Приморский край, Забайкальский край, Архангельская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Курганская, Омская, Сахалинская и Ярославская области, Кемеровская область – Кузбасс).

Кроме того, в ходе реализации программ переселения в отдельных регионах выявлялись иные нарушения и недостатки, требовавшие устранения или принятия мер в целях недопущения аналогичных фактов в дальнейшем:

нарушение требований градостроительного законодательства при вводе домов в эксплуатацию в отсутствие заключения о соответствии (в Республике Башкортостан, Нижегородской области), а также при возведении МКД в отсутствие разрешения на строительство (в Псковской области). В частности, по указанным фактам прокуратурой Калтасинского района Республики Башкортостан первый заместитель главы администрации одноименного муниципального района привлечен к административной ответственности, в адрес главы администрации муниципального района внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. По заявлению прокурора Великолукского района Псковской области Арбитражным судом региона вынесено решение о назначении подрядной организации административного штрафа в размере 250 тыс. рублей;

неисполнение обязательства по актуализации сведений о ходе реализации программы в АИС «Реформа ЖКХ» (выявлено в 16 регионах: Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Ставропольском крае, Калужской, Курганской, Ленинградской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областях, Еврейской автономной области). В целях устранения указанного замечания регионами осуществляется актуализация информации в АИС «Реформа ЖКХ»;

значительный объем неснесенных домов, расселенных в рамках программ переселения прошлых лет (зафиксировано в 7 регионах: Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Кировская, Ленинградская, Нижегородская, Саратовская и Тульская области). Основными причинами незавершения мероприятий по сносу таких домов являются: недостаточность средств в местных бюджетах на указанные цели, затянувшиеся судебные разбирательства, связанные с переселением граждан, наличие среди расселенных аварийных домов объектов, имеющих статус домов культурного наследия, в связи с чем планируется их дальнейшая эксплуатация с проведением реконструкции.

Результаты выездного мониторинга реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В 2021 году проведены 12 плановых и внеплановых выездных мониторингов реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в 10 субъектах Российской Федерации (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область, город Москва).

При этом выездной мониторинг в Новосибирской области и Нижегородской области организован в связи с обращениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления Генеральной прокуратуры РФ по Приволжскому федеральному округу об участии Фонда ЖКХ в проверочных мероприятиях соответственно, в Астраханской области, Волгоградской области и Оренбургской области – в соответствии с аналогичным обращением Контрольного управления Президента Российской Федерации, в Тверской области – в соответствии с обращением полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе.

В Астраханской, Волгоградской и Московской областях, а также в городе Москве Фонд ЖКХ участвовал в проверках, организованных по поручению Генеральной прокуратуры РФ во исполнение поручения Президента РФ по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Результаты проведенного Фондом мониторинга свидетельствуют о ненадлежащем проведении в 9 регионах мониторинга технического состояния многоквартирных домов и неэффективном взаимодействии участников этого процесса (региональных и муниципальных органов власти, региональных операторов и управляющих организаций), следствием которых в отдельных случаях являлось выполнение капремонта в домах с высокой степенью износа, ремонт которых экономически нецелесообразен, которые впоследствии были признаны аварийными, необоснованное включение аварийных домов в программу капитального ремонта, нарушение очередности выполнения видов работ по капремонту, выполнение работ по ремонту имущества, не относящегося к общедомовому, а также планирование работ, выполнение которых не требуется (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область).

В 8 субъектах Российской Федерации зафиксированы факты неправомерного использования региональными операторами средств, выражающиеся, в том числе, в оплате фактически невыполненных работ и неподтвержденных затрат, нарушениях при применении расценок и коэффициентов к сметной стоимости, что приводит к завышению стоимости работ (Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Тверская области, Еврейская автономная область, город Москва).

Сроки реализации краткосрочных планов региональных программ нарушаются в 7 субъектах Российской Федерации (Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область). Основными причинами невыполнения планов являются низкий уровень их подготовки, позднее проведение конкурсов по отбору подрядчиков, ненадлежащий контроль за их реализацией как со стороны регионального оператора, так и ответственных за реализацию программ региональных органов власти, а также нарушение подрядными организациями сроков и качества выполнения ремонтных работ.

В ходе мониторинга в 9 регионах (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область) зафиксированы риски невыполнения в полном объеме долгосрочных программ капитального ремонта, связанные с их недостаточным финансовым обеспечением (в срок действия программы не обеспечивается возвратность средств, заимствованных у одних домов и использованных на капитальный ремонт других домов; региональными операторами не принимаются надлежащие меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и проч.).

При проведении выборочного осмотра объектов капитального ремонта выявлены факты некачественного выполнения ремонтных работ, а также нарушения технологии производства выполненных работ, СНиП, технических регламентов и прочих норм градостроительного законодательства (Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область и город Москва). Основными причинами некачественного выполнения ремонтных работ являются нарушения, допущенные подрядными организациями при выполнении работ, несоответствие качества выполнения технологических операций и применяемых материалов требованиям проектной документации и технических регламентов. Также указанное свидетельствует о ненадлежащем осуществлении строительного контроля как со стороны региональных операторов, так и привлекаемых ими подрядных организаций за соблюдением проектных решений, сроков выполнения работ, требований нормативных документов, последовательности и состава выполняемых технологических операций. В ряде случаев нарушения качества работ обусловлены низким уровнем разработанной проектно-сметной документации и ненадлежащей приемкой выполненных работ (без участия в работе комиссии, создаваемой региональным оператором, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы капитального ремонта, органа местного самоуправления, управляющих организаций и собственников, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в ходе мониторинга выявлены факты предоставления Еврейской автономной областью недостоверных сведений в составе отчетности, направляемой в Фонд ЖКХ во исполнение приказа Минстроя России от 1 декабря 2016 года №871/пр. Также Астраханской областью и Еврейской автономной областью в АИС «Реформа ЖКХ» своевременно не актуализируются и не в полном объеме заполняются данные по мониторингу реализации программ капитального ремонта.

По результатам рассмотрения рекомендаций Фонда ЖКХ регионами принимались меры по устранению выявленных нарушений и недопущению аналогичных недостатков в дальнейшем. Так, в целях повышения эффективности мониторинга технического состояния многоквартирных домов регионами усиливалась работа по обследованию жилищного фонда, пересматривались положения нормативных актов, регулирующих порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. По фактам нарушений сроков реализации краткосрочных планов регионы сообщали об усилении контроля за ходом выполнения программных мероприятий и проведении претензионно-исковой работы с подрядными организациями, нарушившими сроки выполнения работ, а также о разработке планов-графиков завершения работ. Кроме того, регионы информировали Фонд ЖКХ о проведении работы по возврату подрядными организациями неправомерно использованных средств, сообщали о принятии к учету и применению в дальнейшей работе требований, касающихся расценок и коэффициентов к сметной стоимости, в целях недопущения завышения стоимости работ. Также в регионах принимались меры, направленные на устранение подрядными организациями выявленных нарушений требований к качеству ремонтных работ в рамках гарантийных обязательств.

Результаты выездного и дистанционного мониторинга соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18

В отчетном периоде выездные и дистанционные проверки соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18, проведены в 19 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Карелия, Удмуртская Республика, Алтайский край, Пермский край, Краснодарский край, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбовская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). В ходе указанных проверок осмотрено 65 многоквартирных домов на территории 31 муниципального образования.

По результатам проверок выявлены следующие основные нарушения и недостатки:

несоблюдение срока перечисления средств Фонда ЖКХ в бюджеты муниципальных образований, установленного договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств госкорпорации (в 10 регионах: Республика Адыгея, Республика Карелия, Краснодарский и Пермский края, Ивановская, Новосибирская, Кировская, Ростовская и Тамбовская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

нарушение предусмотренного требованиями Правил срока перечисления средств Фонда ЖКХ на банковские счета многоквартирных домов, в которых осуществлен капитальный ремонт (в четырех регионах: Пермский край, Ивановская, Курская и Липецкая области);

предоставление неподтвержденных сведений о потреблении тепловой энергии и несоответствие сведений требованиям Правил в части принятого показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, повлекшее необоснованное перечисление финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Указанное нарушение влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств госкорпорации и требует усиления контроля со стороны региона за достоверностью предоставляемых сведений (в Пермском крае);

уменьшение суммы расходов на уплату процентов за пользование кредитом на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту в связи с досрочным погашением кредитных обязательств, что влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ (в Ростовской области);

досрочное погашение кредитных обязательств, требующее после полного погашения кредита перерасчета суммы финансовой поддержки Фонда ЖКХ в части ее уменьшения и контроля со стороны региона (в Нижегородской и Ростовской областях);

нарушения требований к качеству выполненных работ (во Владимирской и Липецкой областях);

предоставление недостоверных сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки госкорпорации о сроках выполнения работ (в Липецкой области);

предоставление недостоверных сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки Фонда ЖКХ и отчетности о размере процентной ставки по кредиту, привлеченному для выполнения работ, что влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда (в Краснодарском крае);

некорректное заполнение сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки Фонда ЖКХ о потреблении тепловой и электрической энергии (в трех регионах: Республика Адыгея, Республика Карелия, Тамбовская область);

превышение суммы средств финансовой поддержки, подлежащей перечислению из бюджета региона на счета конечных получателей, исходя из суммы фактически уплаченных процентов за пользование займом на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД (в Ростовской области);

некорректное заполнение отчетности о выполнении работ и (или) услуг по капитальному ремонту и мероприятиях по энергосбережению, требующее усиления контроля со стороны региона за достоверностью предоставляемых сведений (в трех регионах: Владимирская и Курская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

невыполнение требований пункта 2 части 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости установления гарантийного срока длительностью не менее 5 лет при заключении договора на выполнение работ по капитальному ремонту (в 5 регионах: Республика Карелия, Алтайский, Краснодарский и Пермский края, Тамбовская область).

По итогам проверочных мероприятий Фондом содействия реформированию ЖКХ осуществляется контроль за принятием в регионах мер, направленных на устранение выявленных по результатам мониторинга нарушений и замечаний. Так, регионами сообщается о перечислении средств финансовой поддержки Фонда ЖКХ в полном объеме как на счета муниципальных образований, так и на специальные счета многоквартирных домов (Ивановская, Курская и Липецкая области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра); принятии необходимых мер для недопущения в дальнейшем нарушения сроков перечисления указанных средств (Республика Адыгея, Пермский край, Липецкая, Новосибирская и Ростовская области). Также принимаются меры по контролю за корректностью заполнения и предоставления в Фонд ЖКХ данных в составе заявок на предоставление финансовой поддержки и отчетных данных (Республика Адыгея, Курская и Липецкая области) и за заполнением отчетности (Владимирская область). В Липецкой и Владимирской областях приняты необходимые меры в целях устранения недостатков качества выполненных работ. В Нижегородской области проведены работы с органами местного самоуправления по контролю за погашением получателями финансовой поддержки кредитных обязательств. Заключены дополнительные соглашения по увеличению гарантийного срока по выполненным работам до 5 лет (Алтайский и Пермский края). Нарушения, связанные с осуществлением возврата излишне перечисленных средств финансовой поддержки, остаются на контроле Фонда ЖКХ (Пермский и Краснодарский края, Ростовская область).

Результаты выездного и дистанционного мониторинга реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры»

В период с января по сентябрь 2021 года выездной и дистанционный мониторинг реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры проведен в 19 субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Приморский край, Белгородская, Владимирская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Курская, Липецкая, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Томская и Челябинская области).

По результатам контрольных мероприятий выявлены следующие нарушения, оказывающие негативное влияние на процесс реализации проектов модернизации.

В 9 субъектах Российской Федерации выявлены нарушения в части объемов и стоимости выполненных работ (Республика Бурятия, Удмуртская Республика, Приморский край, Белгородская, Калужская, Липецкая, Оренбургская, Свердловская и Томская области). В связи с выявленными в Приморском крае в рамках мониторинга нарушениями правлением Фонда содействия реформированию ЖКХ принято решение о расторжении двух договоров о предоставлении финансовой поддержки Фонда ЖКХ, в связи с чем авансированные Фондом ЖКХ средства в объеме 33 361,791 тыс. рублей возвращены регионом в марте 2021 года в госкорпорацию.

В двух регионах нарушены условия договоров о предоставлении финансовой поддержки в части несвоевременной реализации этапов работ проектов модернизации (Белгородская и Липецкая области). В связи с невыполнением этапов работ в установленные сроки Фондом ЖКХ приостановлено предоставление финансовой поддержки Липецкой области. В 7 регионах имелись риски незавершения мероприятий (этапов работ) в установленные сроки (Республика Бурятия, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Иркутская, Калининградская, Курская и Челябинская области).

Учитывая результаты мониторинга, в 7 регионах отмечен недостаточный уровень организации проведения строительного контроля в процессе реализации проектов модернизации (Республика Бурятия, Чувашская Республика, Приморский край, Белгородская, Иркутская, Калужская и Томская области).

В 5 регионах выявлены нарушения качества выполненных работ (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Белгородская, Курская и Томская области).

Кроме того, в отношении 5 регионов (Приморский край, Белгородская, Калужская, Томская и Липецкая области) применены штрафные санкции на общую сумму 1 100 тыс. рублей по выявленным фактам предоставления недостоверных сведений в составе отчетности в Фонд ЖКХ.

В составе отчетов о результатах проверок в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации Фондом ЖКХ направлены рекомендации о необходимости принятия органами власти мер по устранению всех нарушений, выявленных в ходе мониторинговых мероприятий. Кроме того, копии всех отчетов для принятия мер реагирования направлены в контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и региональные прокуратуры, а по результатам проверок реализации проектов модернизации и выполнения работ по энергоэффективному капитальному ремонту – также в установленном порядке в Минстрой России.

Результаты взаимодействия Фонда содействия реформированию ЖКХ с контрольно-надзорными, правоохранительными органами и общественными организациями

В отчетном периоде в Фонд ЖКХ поступила информация из прокуратур 36 субъектов Российской Федерации о рассмотрении актов госкорпорации о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2020–2021 годах. Согласно указанной информации органами прокуратуры 32 регионов по выявленным Фондом ЖКХ фактам внесено 136 представлений об устранении нарушений требований законодательства. В 16 субъектах Российской Федерации виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной или административной ответственности, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона.

По информации органов прокуратуры, в связи с нарушениями, допущенными при реализации программ переселения прошлых лет в Республике Крым, Кировской и Омской областях, в 2020 году были возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества и халатности (статьи 159 и 293 Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно), в связи с нарушениями, допущенными при реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Тверской области, в 2021 году возбуждены уголовные дела по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков).

Кроме того, в июне 2021 года работники Фонда ЖКХ были привлечены к участию в организуемом Генеральной прокуратурой Российской Федерации выездном мероприятии в Новосибирской области, в том числе по направлениям, связанным с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Информация о выявленных Фондом ЖКХ нарушениях была предоставлена комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для возможного использования в надзорной деятельности.

В сентябре 2021 года Фонд содействия реформированию ЖКХ принял участие в совещании, проведенном Главным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах по вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации программ переселения и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Крым.

Также в отчетном периоде 2021 года продолжен информационный обмен с прокуратурами субъектов Российской Федерации в рамках дистанционных контрольных мероприятий по проверке хода реализации программ переселения: рабочими группами Фонда ЖКХ используется информация надзорных ведомств о нарушениях и недостатках, допускаемых в регионах при расселении аварийного жилья, а также в отдельных случаях контролируется ход устранения выявленных органами прокуратуры нарушений.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами в прошедшем периоде 2021 года Фондом ЖКХ в ГУЭБиПК МВД России направлены материалы о выявленных в 2020–2021 годах нарушениях, допущенных в ходе реализации программ переселения, капитального ремонта, а также проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Калужской, Рязанской, Тамбовской и Новгородской областях.

В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством продолжено осуществление мониторинга и принятие мер по устранению нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства по результатам проведенных в субъектах Российской Федерации контрольных мероприятий в части реализации софинансируемых Фондом ЖКХ региональных программ. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом содействия реформированию ЖКХ мониторинговых мероприятий, в том числе в форме выездных проверок в субъектах Российской Федерации. На контроле Фонда ЖКХ остается устранение нарушений по фактам неправомерного расходования средств госкорпорации в четырех субъектах Российской Федерации на общую сумму 83,14 млн. рублей.

В свою очередь, сводная информация о результатах проводимого Фондом ЖКХ выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств госкорпорации и реализации региональных программ, направляется в Федеральное казначейство для возможного использования в работе в целях повышения эффективности осуществляемой контрольной деятельности.

В контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации Фондом ЖКХ направляются копии отчетов о результатах контрольных мероприятий: за истекший период 2021 года направлены результаты проверок в 52 регионах. В свою очередь, в рамках информационного обмена контрольно-счетными органами 39 регионов в Фонд ЖКХ представлены относящиеся к компетенции госкорпорации сведения, в том числе результаты проверок в 9 субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Астраханская, Волгоградская, Курская, Орловская, Псковская и Тульская области). На контроле Фонда ЖКХ находится устранение нарушений на общую сумму 36,2 млн. рублей в двух субъектах Российской Федерации.

Также в 2021 году Фонд содействия реформированию ЖКХ продолжил осуществлять взаимодействие с общественной организацией НП «ЖКХ Контроль» и региональными центрами общественного контроля. Совместная работа была нацелена прежде всего на обеспечение должного контроля за качеством предоставляемого гражданам жилья, а также за качеством выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и реализовывалась в том числе в рамках дистанционных контрольных мероприятий Фонда ЖКХ, по следующим основным направлениям: обмен информацией о результатах мониторинга, осуществление контроля за устранением нарушений.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Календарь новостей

Подписка на новости
Это успех!
Подписка успешно оформлена!