«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности

Интервью заместителя генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольги Сердюк «Строительной газете»

"Государство расширяет поддержку проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры".

ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ

Автор: Сергей Вершинин

Государство расширяет поддержку проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры

С этого года господдержка модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в России будет осуществляться по новой схеме. На бюджетные средства смогут рассчитывать малые и средние города с численностью населения не более 250 тысяч человек. Соответствующее решение принято правительством РФ в декабре 2015 года. Ответственность за распределение федеральных средств между регионами и контроль за их расходованием возложены на госкорпорацию - Фонд содействия реформированию ЖКХ. О новом механизме предоставления федеральных средств, а также о том, какие проекты могут на них претендовать, в интервью «Строительной газете» рассказала заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк.

«СГ»: Ольга Владимировна, практически каждый день в СМИ появляются сообщения об авариях в коммунальных сетях. Да и качество ЖКУ по-прежнему вызывает у граждан много нареканий. Насколько остро стоит сегодня вопрос модернизации объектов коммунальной инфраструктуры?

Ольга Сердюк: Действительно, одной из ключевых проблем отрасли сегодня является высокая степень износа объектов ЖКХ, составляющая более 60%. Такое состояние дел привело к тому, что количество аварий на объектах ЖКХ за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз. Таким образом, планово-предупредительные ремонты сетей и оборудования систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам. В конечном счете это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры, неэффективному использованию природных ресурсов, что выражается в высоких энергопотерях в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Одни утечки и неучтенный расход воды при ее транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% от всего поданного объема. Колоссальный ущерб от эксплуатации устаревших и изношенных объектов коммунальной инфраструктуры наносится окружающей среде.

Это и загрязнение сточных вод, и запредельное количество несанкционированных свалок. Очевидно, что решение задач по созданию, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры откладывать просто нельзя.

«СГ»: Господдержка проектов модернизации коммунальной сферы осуществлялась и раньше, в том числе и по линии Фонда. В чем отличие нынешнего механизма софинансирования от того, что действовал прежде?

О.С.: До этого года предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда заключалось в субсидировании процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным на реализацию проектов модернизации. Такая поддержка, особенно в малых городах, оказалась явно недостаточной мерой - там не смогли заинтересовать частных инвесторов и привлечь кредиты в силу низкой рентабельности и длительной окупаемости проектов. Да и самих проектов было немного. Теперь же финансовая поддержка предоставляется напрямую на подготовку и реализацию проектов по модернизации, то есть непосредственно субсидируются подготовка проектов, да и сами мероприятия по строительству объектов коммунальной инфраструктуры. При этом механизм субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным на реализацию проектов модернизации, сохранился и даже расширился. Эти положения содержатся в постановлении правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры».

«СГ»: Какие проекты могут претендовать на средства Фонда?

О.С.: Главными целями проекта, претендующего на финансовую поддержку

Фонда, должны являться строительство, реконструкция или модернизация объекта коммунальной инфраструктуры, находящегося в государственной или муниципальной собственности и передаваемого в долгосрочную аренду или концессию.

«СГ»: На какие суммы могут рассчитывать регионы? И на каких условиях?

О.С.: На подготовку каждого проекта модернизации средства Фонда будут выделяться в размере до 5% от общей стоимости реализации такого проекта, но не более 5 млн рублей. Непосредственно на реализацию проекта может быть направлено до 300 млн рублей за счет средств Фонда, но не более 60% от расходов. При этом необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, проект должен реализовываться с обязательным участием частного инвестора с долей софинансирования не менее 20% от общей стоимости проекта. Регион или муниципалитет также должны будут принять участие в софинансировании проекта (не менее 20% от стоимости проекта), их доля может быть замещена инвестором. В-третьих, стоимость всех мероприятий по модернизации системы коммунальной инфраструктуры, предусмотренных проектом, должна быть не менее 10 млн рублей, ограничений по максимальной стоимости нет.

«СГ»: Сколько всего средств предусмотрено в Фонде на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры?

О.С.: По состоянию на 1 января 2016 года утвержден общий объем лимита средств госкорпорации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в размере 12,12 млрд рублей, из них к предоставлению в 2016 году - 4,53 млрд рублей. Заранее лимиты не будут распределены между субъектами. Средства будут предоставляться под конкретные проекты. Решения Фонда о предоставлении финансовой поддержки будут приниматься в порядке очередности поступления заявок в Фонд. По сути, будет действовать заявочный принцип. Единственное ограничение - это не более 1 млрд рублей на каждый регион.

«СГ»: Каков алгоритм предоставления финансовой поддержки регионам за счет средств Фонда?

О.С.: Алгоритм достаточно прост.

Подача заявки в Фонд на предоставление финансовой поддержки осуществляется в два этапа. На первом этапе региону достаточно представить в Фонд план мероприятий по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, проект концессионного соглашения, а также утвержденные долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера. Фонд проверит соответствие будущих проектов критериям финансово-экономической, бюджетной и технической эффективности, установленным в методических указаниях в соответствии с постановлением правительства № 1451 по согласованию с Минстроем России. В случае соответствия указанных документов данным требованиям Фонд принимает решение о соответствии заявки данным требованиям. Принятое решение означает, что регион может объявлять конкурс на право заключения концессионного соглашения на согласованных с Фондом условиях. После заключения концессионного соглашения наступает второй этап рассмотрения документов. Именно на этом этапе в Фонд предоставляются заключенное концессионное соглашение, проектная документация и положительное заключение экспертизы. У региона для подготовки документов на второй этап есть достаточно времени - до 6 месяцев. В случае если все документы представлены и соответствуют нашим требованиям Фонд принимает решение о предоставлении финансовой поддержки, с регионом и муниципалитетом заключается трехсторонний договор о предоставлении финансовой поддержки.

«СГ»: А когда и как перечисляются средства по одобренной заявке? Сразу и в полном объеме?

О.С.: В течение 5 дней после подписания договора Фонд перечислит аванс в размере до 30% от суммы финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных по заявке. Оставшаяся часть перечисляется по мере выполнения отдельных этапов работ по проекту модернизации согласно графику перечисления средств Фонда при условии, что субъект представит соответствующее уведомление и подтверждающие документы в Фонд. Последний платеж в размере 10% от стоимости проекта предоставляется после ввода объектов в эксплуатацию, что в свою очередь позволит стимулировать регионы максимально быстро и в срок завершать реализацию проектов.

«СГ»: У регионов есть интерес к новому механизму предоставления господдержки?

О.С.: Безусловно, заинтересованность есть. На сегодняшний день более половины субъектов РФ сообщили в Фонд об их готовности подать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Это говорит о большой востребованности и заинтересованности регионов в новом механизме и готовности полностью выбрать лимиты средств Фонда, предназначенных на модернизацию.

«СГ»: Каких результатов вы ожидаете от новых мер господдержки модернизации коммунальной отрасли?

О.С.: Реализация указанного механизма государственной поддержки призвана прежде всего обеспечить надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, снизить уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, повысить качество предоставления коммунальных услуг, улучшить экологическую ситуацию. Также мы рассчитываем, что новый подход позволит создать благоприятные условия для привлечения в коммунальную отрасль дополнительных инвестиций из внебюджетных источников.