«Горячая линия»: 8 800 700 89 89
с 7:00 до 18:00 по будням (все звонки по России бесплатно)
О Фонде
Направления деятельности
О Фонде
Направления деятельности

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения выездных мониторинговых мероприятий за первый квартал 2020 года

Фонд содействия реформированию ЖКХ в первом квартале 2020 года проводил выездной мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществления региональными операторам деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18.

В отчетном периоде Фондом с участием представителей контрольно-надзорных органов в
20 субъектах Российской Федерации проведена 21 выездная проверка.

Выездной мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

В ходе выездного мониторинга реализации программ переселения особое внимание уделялось:

мониторингу хода реализации этапа 2019−2020 годов программы переселения 2019−2025 годов, в том числе анализу причин возникновения обстоятельств, негативно влияющих на реализацию программных мероприятий;

анализу исполнения заказчиками и подрядными организациями требований законодательства и рекомендаций Фонда при заключении и исполнении контрактов;

контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;

осмотру жилых помещений в домах, возведенных в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству, а также контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр.

Так, по результатам выездного мониторинга хода реализации этапа 2019−2020 годов программы переселения недостаточно активные темпы выполнения программных мероприятий зафиксированы в Удмуртской Республике, Астраханской и Омской областях, Еврейской автономной области. Основными причинами низкой динамики заключения контрактов (договоров, соглашений), обеспечивающих расселение аварийного жилья в указанных субъектах Российской Федерации, являются:

ненадлежащая проработка вопросов организационного и финансового характера на этапе планирования программ, что впоследствии приводило к изменению первоначально выбранного способа переселения граждан, необходимости изыскания дополнительных средств в региональном и местном бюджетах или несогласию граждан с предлагаемыми условиями переселения;

недостаточный уровень организации и контроля за ходом реализации программы со стороны ответственных региональных и (или) муниципальных органов исполнительной власти, следствием которого стало затягивание сроков распределения средств местным бюджетам или внесения изменений в закон о региональном бюджете.

Кроме того, в Ставропольском крае (город Георгиевск) и Курганской области (город Шадринск) выявлены риски срыва сроков строительства объектов, установленных заключенными контрактами, что также может оказать негативное влияние на реализацию программы переселения.

Также в ходе выездного мониторинга фиксировались факты, свидетельствующие о низком уровне организации органами местного самоуправления выполнения мероприятий программ переселения 2019−2025 годов, а также о ненадлежащем исполнении муниципальными заказчиками требований законодательства и рекомендаций Фонда при заключении контрактов:

в проверенных муниципальных образованиях четырех субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления не в полной мере выполняются мероприятия, необходимые для изъятия у собственников жилых помещений в аварийных домах для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса РФ (Удмуртская Республика, Волгоградская, Курганская и Ульяновская области). Выявленные факты создают риски затягивания судебных разбирательств в случае несогласия граждан с условиями переселения, и, как следствие, − нарушения сроков переселения граждан;

в 6 субъектах Российской Федерации выявлены нарушения требований части 3 статьи 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, в Ставропольском крае (город Георгиевск), Волгоградской области (город Волгоград) и Курганской области (город Курган) сроки действия банковских гарантий не превышают сроки исполнения контрактов и гарантийных обязательств. В Омской области (город Омск) контрактами не определен срок и размер банковских гарантий. В Волгоградской области (город Волгоград) заказчиком осуществлен неправомерный возврат поставщику средств депозита, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств по контрактам на приобретение помещений и гарантийных обязательств. Указанные нарушения исключают возможность предъявления требований к застройщикам и банкам в случаях неисполнения застройщиками контрактных или гарантийных обязательств. Кроме того, в Удмуртской Республике (Увинский район), Омской области (город Омск) и Ульяновской области (городское поселение Инзенское) обеспечение исполнения гарантийных обязательств вовсе не было предусмотрено заключенными контрактами;

в двух субъектах Российской Федерации формы заключенных муниципальных контрактов не соответствуют рекомендованным Фондом: не предусмотрено условие досрочного расторжения контракта при невыполнении работ застройщиком (город Шадринск Курганской области), отсутствует гарантийный срок на жилые помещения в домах, введенных в эксплуатацию (Увинский район Удмуртской Республики). При этом, в городе Шадринске Курганской области указанное обстоятельство уже создает предпосылки для срыва сроков реализации этапа 2019−2020 годов программы: условия заключенного контракта на строительство 120-квартирного дома не позволяют местной администрации предъявить претензии или расторгнуть контракт несмотря на бездействие застройщика в течение двух месяцев с момента заключения контракта.

За истекший период 2020 года по выявленным при проведении выездного мониторинга фактам предоставления в составе отчетности недостоверной информации о сроках реализации мероприятий программы переселения 2013−2018 годов требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500 тыс. рублей предъявлены Самарской области.

В целях контроля качества жилых помещений в ходе выездного мониторинга на территории 17 субъектов Российской Федерации осмотрены 159 многоквартирных домов, построенных в рамках реализации программ переселения 2013−2018 и 2019−2025 годов, а также находящихся на контроле Фонда по ранее выявленным нарушениям, в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр. При этом в ходе выездного мониторинга программ переселения 2019−2025 годов была осуществлена проверка соблюдения субъектами РФ рекомендуемых требований к предоставляемому гражданам жилью, утвержденных приказом Минстроя России от 31 января 2019 года №65/пр. В ходе таких проверок проводится анализ соблюдения указанных требований как при подготовке аукционной документации и заключении контрактов на строительство и (или) приобретение жилых помещений, предназначенных для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, так и при осмотре уже построенного (приобретенного) жилья. Проверки показали, что основные параметры указанных требований большинством проверенных субъектов Российской Федерации соблюдаются, за исключением Пермского края и Омской области. Так, в городе Пермь при проведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в строящемся доме аукционной документацией не были учтены данные требования, что повлекло за собой отсутствие соответствующих условий в техническом задании к заключенному контракту. По одному из домов в городе Омске не были соблюдены рекомендации о необходимом классе энергетической эффективности. В этой связи Фондом были даны рекомендации регионам о необходимости соблюдения требований, утвержденных приказом Минстроя России №65/пр.

Выездной мониторинг на предмет качества предоставленного жилья проводился в том числе в регионах, неоднократно допускавших срыв сроков устранения строительных дефектов (Пермский край, Астраханская, Воронежская, Ивановская и Костромская области).

По результатам проведенных осмотров в 45 домах в 13 субъектах Российской Федерации (Пермский край, Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Смоленская и Ульяновская области) выявлены значительные строительные дефекты, из-за которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики зданий, в связи в чем объекты были включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений. Все выявленные нарушения остаются на контроле Фонда до их полного устранения.

Проверки показали, что основными причинами строительства некачественного жилья являются:

недобросовестное исполнение подрядными организациями и застройщиками принятых обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам на приобретение жилых помещений или строительство многоквартирных домов;

отсутствие строительного контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ со стороны органов местного самоуправления, выступающих заказчиками строительства, а также ненадлежащим образом организованная приемка жилых помещений в случаях их приобретения у застройщика (Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Оренбургская и Свердловская области);

строительство или приобретение жилых помещений в домах, являющихся объектами малоэтажного строительства, с использованием проектной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, строительным нормам, правилам и стандартам (Астраханская и Оренбургская области).

В трех субъектах Российской Федерации ввиду отказа от исполнения гарантийных обязательств подрядными организациями или их банкротства устранение допущенных при строительстве многоквартирных домов нарушений потребовало выделения дополнительных средств из региональных или местных бюджетов (Астраханская, Брянская и Воронежская области).

В 2020 году Фондом продолжен мониторинг деятельности комиссий по приемке домов и жилых помещений с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности.

Проверки показали, что надлежащая работа комиссий при приемке построенных домов и приобретаемых жилых помещений в новостройках в рамках программ переселения 2019-2025 годов обеспечена не во всех субъектах Российской Федерации. При этом в Увинском районе Удмуртской Республики, в городах Омск и Калачинск Омской области некоторые представители государственных надзорных органов и общественных организаций не принимали участия в приемке объектов.

В ходе осмотра домов в ряде муниципальных образований 5 субъектов Российской Федерации (Ставропольский край, Волгоградская, Омская, Свердловская и Ульяновская области) Фондом зафиксированы строительные дефекты и недостатки, допущенные при строительстве домов, в которых нарушения комиссиями при приемке не выявлялись. При этом наиболее существенные нарушения выявлены в Свердловской области: ненадлежащая работа системы вентиляции в доме в городе Нижний Тагил, а также отсутствие предусмотренной проектом пароизоляции на части кровли дома в городе Талица.

По результатам проверок Фонда на недостатки работы приемочных комиссий обращалось внимание руководителей субъектов Российской Федерации, давались рекомендации по усилению контроля за их работой.

В отчетном периоде Фонд продолжил осуществление мониторинга исполнения подрядными организациями (застройщиками) обязательств по государственным и муниципальным контрактам, заключенным в рамках программ переселения. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. По результатам выездных проверок, проведенных в первом квартале 2020 года, выявлены 7 подрядных организаций (застройщиков), допустивших существенные нарушения строительных норм и правил при возведении 13 домов в четырех субъектах Российской Федерации (Волгоградская, Костромская, Курганская и Свердловская области).

В ходе плановых выездных проверок, проведенных Фондом в 2020 году, специалисты Контрольного департамента фиксировали незавершение мероприятий по сносу расселенных аварийных домов, включенных в заявки 2008−2016 годов на предоставление финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из аварийного жилья на территории Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Астраханской, Волгоградской, Ивановской, Костромской и Свердловской областей. Причинами затягивания сроков проведения мероприятий по сносу расселенного аварийного жилья являются отсутствие денежных средств в бюджетах муниципальных образований, а также непредвиденные обстоятельства (незавершенные судебные разбирательства, розыск граждан, чье местопребывание неизвестно, оформление наследства).

Выездной мониторинг реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В первом квартале 2020 года выездной мониторинг реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, проведен в 10 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Курганская, Омская и Ульяновская области).

При проведении выездных мероприятий особое внимание Фондом уделялось соблюдению региональными операторами федерального и регионального законодательства при осуществлении своих функций по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта, организации мониторинга технического состояния многоквартирных домов, качеству выполненных ремонтных работ, эффективности использования средств фондов капитального ремонта, а также анализу факторов, влияющих на возможность обеспечения исполнения принятых субъектами Российской Федерации обязательств по капитальному ремонту в установленные сроки.

Результаты мониторинга свидетельствуют о ненадлежащем проведении в 8 регионах мониторинга технического состояния многоквартирных домов и неэффективном взаимодействии участников этого процесса (региональных и муниципальных органов власти, региональных операторов и управляющих организаций), следствием которых в отдельных случаях являлось выполнение капитального ремонта в домах с высокой степенью износа, где ремонт экономически нецелесообразен, которые впоследствии были признаны аварийными, необоснованное включение аварийных зданий в программу капитального ремонта, выполнение работ по ремонту имущества, не относящегося к общему имуществу, а также планирование работ, выполнение которых не требуется (Удмуртская Республика, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Курганская, Омская и Ульяновская области).

В 6 субъектах Российской Федерации зафиксированы факты неправомерного использования региональными операторами средств, выражающиеся в том числе в оплате фактически невыполненных работ и неподтвержденных затрат, нарушениях при применении расценок и коэффициентов к сметной стоимости, что приводит к завышению стоимости работ (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Астраханская, Волгоградская, Ивановская и Костромская области).

Также в рамках мониторинга установлены факты ненадлежащего осуществления региональным оператором функции по ведению учета фондов капитального ремонта (Астраханская, Ивановская и Ульяновская области).

В ряде регионов установлены случаи оплаты работ и услуг, стоимость которых определена с использованием сметных норм и расценок, по которым, исходя из фактических затрат, имеется возможность их оптимизации.

В большинстве проверенных субъектов Российской Федерации нарушаются сроки реализации краткосрочных планов региональных программ (Удмуртская Республика, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Курганская, Омская и Ульяновская области). Основными причинами невыполнения планов являются низкий уровень их подготовки, позднее проведение конкурсов по отбору подрядчиков, ненадлежащий контроль за их реализацией как со стороны регионального оператора, так и ответственных за реализацию программ региональных органов власти, а также нарушение подрядными организациями сроков и качества выполнения ремонтных работ.

Кроме того, в ходе мониторинга зафиксированы риски невыполнения в полном объеме долгосрочных программ капитального ремонта, связанные с недостаточным финансовым обеспечением программ (в срок действия программы не обеспечивается возвратность средств, заимствованных у одних домов и использованных на капитальный ремонт других; региональными операторами не принимаются надлежащие меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и т.д.).

При проведении осмотра объектов капитального ремонта практически во всех проверенных регионах выявлены факты некачественного выполнения ремонтных работ, а также нарушения технологии производства выполненных работ, СНиП, технических регламентов и других норм градостроительного законодательства. Основными причинами некачественного выполнения ремонтных работ являются нарушения, допущенные подрядными организациями при их выполнении, несоответствие качества выполнения технологических операций и несоответствие применяемых материалов требованиям проектной документации и технических регламентов. Также указанное свидетельствует о ненадлежащем осуществлении строительного контроля как со стороны региональных операторов, так и привлекаемых ими подрядных организаций, за соблюдением проектных решений, сроков выполнения работ, требований нормативных документов, последовательности и состава выполняемых технологических операций. В ряде случаев нарушения качества работ обусловлены низким уровнем разработанной проектно-сметной документации и ненадлежащей приемкой выполненных работ (без участия в работе комиссии, создаваемой региональным оператором, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы капитального ремонта, органа местного самоуправления, управляющих организаций и собственников, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в ходе мониторинга выявлены факты предоставления субъектами Российской Федерации недостоверных сведений в составе отчетности, направляемой в Фонд во исполнение приказа Минстроя России от 1 декабря 2016 года №871/пр (Удмуртская Республика, Ивановская и Костромская области). Также нередко регионами в АИС «Реформа ЖКХ» своевременно не актуализируются и не в полном объеме заполняются данные по мониторингу реализации программ капитального ремонта (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Астраханская область).

Выездной мониторинг соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18

В связи с возобновлением предоставления финансовой поддержки на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Фонд в 2020 году продолжил работу по осуществлению контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18. В соответствии с указанным постановлением финансовая поддержка Фонда направляется на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом, полученным и использованным в целях оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

За отчетный период контрольные мероприятия проведены в трех субъектах Российской Федерации, которым предоставлена финансовая поддержка Фонда (Республика Мордовия, Ставропольский край, Ульяновская область). В ходе выездного мониторинга проверялось выполнение работ по проведению энергоэффективного капитального ремонта.

По результатам проверок выявлено, что в нарушение установленного договором на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда срока, во всех проверенных субъектах Российской Федерации средства госкорпорации, предоставленные на цели возмещения части расходов на проведение работ по капитальному ремонту, а также возмещения части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом на проведение такого ремонта, своевременно не были перечислены в бюджеты муниципальных образований, в которых осуществлен энергоэффективный капитальный ремонт (Республика Мордовия, Ставропольский край, Ульяновская область).

В Ставропольском крае в одном из домов в городе Пятигорске работы по реконструкции кровли были выполнены с отступлением от проектных решений, требований к проектной и рабочей документации, а также с нарушением технологии производства работ.

Также в первом квартале 2020 года Фондом продолжено осуществление контроля за устранением нарушений в части стоимости и объемов выполненных работ, выявленных при проведении выездного мониторинга хода реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в предыдущие годы в Воронежской, Калужской, Курской и Ростовской областях, на которые финансовая поддержка Фонда предоставлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №1451.

Выполнение мероприятий по устранению всех нарушений, выявленных в ходе выездного мониторинга, остается на контроле Фонда вплоть до их полного завершения. Выводы по итогам мониторинговых мероприятий и рекомендации о мерах по устранению допущенных нарушений доводятся Фондом в составе отчетов и писем до сведения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Кроме того, информация о результатах выездных проверок направляется для принятия соответствующих мер реагирования в контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и региональные прокуратуры.

Взаимодействие Фонда с контрольно-надзорными и правоохранительными органами, общественными организациями

В первом квартале 2020 года Фонд получил информацию о рассмотрении прокурорами 11 субъектов Российской Федерации актов Фонда о результатах выездного мониторинга. Согласно указанной информации органами прокуратуры было внесено 61 представление об устранении нарушений требований законодательства. В Республике Карелия, Ленинградской, Самарской и Челябинской областях были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.

Также в текущем году продолжено взаимодействие с органами МВД России. Согласно информации, поступившей в Фонд в марте 2020 года из ГУЭБиПК МВД России, по зафиксированным в 2019 году в ходе проверок Фонда нарушениям продолжается расследование 12 уголовных дел в четырех субъектах Российской Федерации (Архангельская, Астраханская, Калужская и Пензенская области), возбужденных в 2018−2019 годах по фактам злоупотребления или превышения должностных полномочий (ст. 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации), мошенничества (ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), халатности (ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации), выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Например, в Астраханской области в связи с нарушениями, допущенными при строительстве и приобретении жилых помещений в домах №№48 и 50 по улице Школьная в селе Икряное в рамках реализации программы переселения 2013–2017 годов, в 2019 году возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц администрации Икрянинского района и застройщика по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285, ч. 1 ст. 286, и ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В 2020 году Фондом продолжено взаимодействие с Федеральным казначейством, в рамках которого осуществляется мониторинг и принимаются меры по устранению нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства по результатам проведенных в субъектах Российской Федерации контрольных мероприятий в части реализации софинансируемых Фондом региональных программ. Так, было проконтролировано устранение нарушений, выявленных в городе Саранске Республики Мордовия, выразившихся в нецелевом использовании средств Фонда в связи с расселением жилого помещения в многоквартирном доме, не подлежащего расселению в рамках программы переселения. В целях устранения указанных нарушений республикой был произведен возврат нецелевым образом использованных средств в Фонд. Мониторинг выполнения мероприятий по устранению выявленных по результатам проведенных проверок нарушений будет продолжен, также полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом выездных проверок в субъектах Российской Федерации.

В свою очередь, сводная информация о результатах проводимого Фондом выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств госкорпорации и реализации региональных программ, направляется Фондом в Федеральное казначейство для возможного использования в работе.

В рамках взаимодействия отчеты о результатах выездного мониторинга направляются Фондом в контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и, при необходимости, в Счетную палату Российской Федерации: в 2020 году в адрес счетных палат регионов было направлено 10 отчетов. В 2020 году ответы о результатах их рассмотрения поступили из контрольно-счетных органов 13 регионов, в том числе акты проверок – из 9 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край, Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Омская, Ульяновская и Челябинская области). С учетом полученной информации на контроль Фонда взято устранение нарушений, выявленных контрольно-счетными палатами в четырех регионах на общую сумму 47 077,9 тыс. рублей.

Так, Фондом взято на контроль устранение нарушений, выявленных в рамках проверки, проведенной Контрольно-счетной Волгоградской области, в ходе которой, в частности, было выявлено, что при реализации этапов 2014-2015 и 2015-2016 годов программы переселения в городах Калач-на-Дону, Волжский и рабочем поселке Городище был приобретен ряд жилых помещений, которые не были использованы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Общая сумма нарушений, по данным Контрольно-счетной палаты региона, составляет 10 149,1 тыс. рублей, из которых 5 628,2 тыс. рублей – средства Фонда.

В 2020 году Фонд продолжил осуществлять взаимодействие с общественными организациями НП «ЖКХ Контроль» и Общероссийским общественным движением «Народный Фронт «За Россию». Совместная работа в первую очередь была нацелена на обеспечение должного контроля за ходом реализации программ переселения и качеством предоставляемого гражданам жилья, а также за качеством выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и реализовывалась по следующим основным направлениям: проведение совместных выездных проверочных мероприятий, обмен информацией о результатах мониторинга, осуществление контроля за устранением нарушений.

Так, в первом квартале 2020 года представители общественности приняли участие в выездных проверках Фонда на территории 13 субъектов Российской Федерации. В ходе совместных мероприятий выявлялись нарушения требований к качеству жилья, возводимого (приобретаемого) в рамках программ переселения. По итогам таких проверок наибольшее количество домов со строительными дефектами было поставлено Фондом на контроль в Курганской области (7 объектов).

Информация, поступающая от общественных организаций, учитывалась Фондом при проведении плановых выездных проверок, а в случаях, требующих срочных мер реагирования, организовывались внеплановые выездные мероприятия. В первом квартале 2020 года такие проверки проведены в двух регионах (Еврейской автономной области, Смоленской области), по результатам которых высшим должностным лицам регионов направлены рекомендации о принятии мер в целях устранения выявленных нарушений.

Совместные выездные проверки позволяли также контролировать устранение нарушений качества жилых помещений и выявлять ранее не зафиксированные дефекты как в домах, уже стоящих на контроле, так и в зданиях, снятых с контроля (такие факты выявлены в Астраханской, Ивановской, Костромской, Курганской, Свердловской и Смоленской областях).

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ