Инвесторы взялись за воду

В стране активно развивается государственно-частное партнерство в коммунальной отрасли

Частные инвесторы активно идут в ЖКХ — отрасль, которая еще не так давно считалась безраздельной вотчиной государства. В отдельных регионах бизнес вкладывает десятки миллиардов рублей. Отражаются ли внушительные инвестиции на качестве воды в квартирах и работе канализации? — мы поинтересовались у Романа Искендерова, руководителя Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (Центр ГЧП РАВВ).

— Роман Русланович, что послужило отправной точкой для развития государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной отрасли?

— Президентом России и Правительством РФ поставлена цель повысить качество услуг жилищно-коммунального хозяйства. Из всех коммунальных сфер в самом тяжелом положении находится сектор водоснабжения и водоотведения, где изношенность инфраструктуры составила более 65%, в замене нуждается 43% водопроводных сетей и 42,4% канализационных. При этом, вместо 3% планового ремонта, ежегодно меняется только 1,5% трубопроводов. Ситуация усугубляется экономически нестабильным состоянием отрасли, в следствии которого более 80% водоканалов убыточны. По оценкам экспертов примерный объем необходимых инвестиций в модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения оценивается в 200 млрд. рублей ежегодно.

Негативная ситуация в отрасли требует, прежде всего, обеспечения стабильного финансирования проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры. Для этого выбрана схема государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющая привлечь внебюджетные средства в отрасль, создать условия для участия частного бизнеса в развитии систем жизнеобеспечения городов. Именно модель концессии приоритетна для ЖКХ. В её основе лежит механизм передачи объектов инфраструктуры в управление частному инвестору в обмен на обязательства финансировать их реконструкцию. При этом, собственник объектов устанавливает для инвестора целевые показатели работы по качеству воды, количеству аварий, основным направлениям развития и максимальный уровень роста тарифов на услуги.

— Нормативная база для такого сотрудничества создана?

— Возможность передавать объекты водоснабжения и водоотведения в концессию существует с 2005 года, а ее активное распространение началось с 2014, когда появилось поручение президента России №1479 о передаче в концессию имущества всех неэффективных государственных и муниципальных предприятий в сфере ЖКХ. В основном к таким предприятиям относятся ресурсоснабжающие организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

— Есть чем похвастаться?

— Заключено примерно 700 концессионных соглашений (о самых крупных — смотрите «Лидеры по инвестициям в водоснабжение)). Среди городов-миллионников необходимо отметить Волгоград, где планируется направить в коммунальную инфраструктуру в 2015-2017 годы около 7 млрд. рублей. Причем в 2015 концессионер уже вложил в модернизацию системы водоснабжения и водоотведения, в том числе в перекладку аварийных сетей водопровода и канализации, около 900 миллионов рублей. В 2016 году инвестор рассчитывает вложить около 3,4 млрд. рублей. Всего в период 2015-2044 годы инвестор направит в коммунальную инфраструктуру города 58 млрд. рублей.

Также стоит отметить Нижний Новгород, где планируется вложить 6 миллиардов рублей в модернизацию водопроводных станций, технологии обеззараживания воды с применением гипохлорита натрия, строительство озонаторной и сооружений по ликвидации сбросов промывных вод водопроводных станций и перекладку аварийных трубопроводов.

— Вы говорите о ситуации в больших городах, а в малых проблема решается?

— На самом деле особое внимание в проектах по модернизации объектов водопроводно-канализационного комплекса уделяется как раз малым городам и поселениям. Здесь, в отличие от крупных городов, из-за небольшого количества населения, низкого уровня доходов в сочетании со слабой платежной дисциплиной, средств на реконструкцию инфраструктуры нет. Окупаемость вложений практически отсутствует, бизнес не видит перспектив инвестиций, что препятствует развитию централизованной системы водоснабжения и водоотведения деревень и сёл. В связи с этим подготовка и реализация концессий в малых городах сталкиваются со следующими проблемами.

Во-первых, нет средств на инвентаризацию и оформление прав муниципалитетов на объекты водоснабжения и водоотведения, передаваемые в концессию. Для выполнения этой процедуры лишь для одного города может потребоваться несколько сотен миллионов рублей. Необходимых денег в бюджетах большинства муниципальных образований нет.

Во-вторых, отсутствуют специалисты для подготовки, заключения и контроля за реализацией концессионных соглашений. Низкий уровень кадров в органах местного самоуправления, который требует серьёзной переподготовки, существенно тормозит реализацию проектов ГЧП.

В-третьих, население в малых городах и поселениях имеет ограниченный уровень доступа к централизованным и локальным системам водоснабжения и водоотведения, имеющим современный уровень эксплуатации. Соответственно строительство новых объектов требует значительных инвестиций, которые не могут быть возвращены за счет платежей населений за соответствующие услуги.

— Что же делать?

— С учетом ограниченных возможностей муниципальных бюджетов, модернизация водопроводно-канализационного хозяйства малых и средних городов требует поддержки на государственном уровне. Именно эту проблему сегодня успешно решает Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, оказывая финансовую поддержку регионам на реализацию проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в малых городах. Данная программа уже зарекомендовала себя эффективным инструментом поддержки проектов по реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах, численность населения в которых не превышает 250 тыс. человек. Ведь привлечение частных инвестиций в эти проекты позволит концессионерам получить прибыль, а простым гражданам – качественные и доступные коммунальные услуги.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Первый заместитель Председателя Комитета ГД ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева:

«Прорабатывая вопросы привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, не следует забывать о том, что концессия – это лишь один из механизмов государственно-частного партнёрства. Необходимо развивать и иные формы ГЧП – более гибкие и вариативные, но в то же время не менее безопасные и надёжные как для публичного, так и для частного партнёра».

Олег ПОТАПОВ

 

 



Код для блога: Livejournal Я.ру Liveinternet.ru
показать окно с кодом