Новости

Хорошим хозяином может стать каждый

07.03.2008

Эти средства будут направлены на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья.


Но хроническое недофинансирование жилищного фонда в прежние десятилетия привело к тому, что нынешние собственники просто не в состоянии оплатить капремонт дома и уж тем более переселение из аварийного жилого фонда.


Следует особо отметить, что огромную роль в оперативном выполнении поручения главы государства сыграла «Единая Россия». Все было сделано в кратчайшие сроки. Президент дал поручение о создании фонда в конце апреля 2007 года, в июне законопроект, разработанный единороссами, прошел первое чтение, а уже в июле федеральный закон был подписан Владимиром Путиным. В феврале 2008 года первые средства пошли в регионы — пионером совместного с фондом реформирования коммунальной отрасли стала Челябинская область.


То есть прошло меньше года законодательной и организационной работы до начала практической реализации поручения президента по решению проблем, связанных с капитальным ремонтом жилого фонда и переселением граждан из аварийного жилья.


— Каково назначение возглавляемого вами фонда?


— Прежде всего он призван осуществить реформирование сферы ЖКХ и перевести ее на рыночные рельсы. Программа направлена на то, чтобы год от года росло количество частных управляющих компаний, увеличивалось число товариществ собственников жилья (ТСЖ). Государство должно постепенно уходить из этой сферы с тем, чтобы сделать ЖКХ абсолютно рыночной отраслью, такой же, как все остальные. Законодательством определены четкие временные параметры «замещения» государственных и муниципальных структур в ЖКХ частным бизнесом. Так, к 1 января 2011 года доля частников на региональных рынках ЖКХ должна вырасти до 80%, что позволит запустить рыночный механизм сотрудничества бизнеса и ТСЖ. Это одна из основных целей работы фонда.


Следует отметить, что у коммерческих структур есть устойчивый интерес к этой сфере. К примеру, в Челябинской области в муниципальных образованиях, получивших финансовую поддержку за счет средств фонда, уже более 25% компаний на рынке ЖКХ являются частными. Однако зачастую вхождению на рынок ЖКХ мешают административные барьеры. В случае же их ликвидации бизнес охотно займет эту рыночную нишу. Ведь ЖКХ — это «вечная» тема. Коммунальщики постоянно работают — жильцы им платят. Только сейчас они платят непонятно куда и непонятно за что, поскольку существуют посреднические структуры между заказчиками и исполнителями. Изменение этой схемы позволит собственникам самим контролировать целевое использование уплаченных средств.


— Как выглядит сотрудничество фонда с регионами?


— Фонд на долевой основе с регионами финансирует капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Именно на эти цели выделено 240 млрд рублей. При помощи этих средств удастся частично решить задачу капремонта многоквартирных домов, а проблема переселения из аварийного жилья будет окончательно «закрыта». Средства распределены между регионами пропорционально объему их жилого фонда. Сумма, которую должны добавлять к средствам фонда субъекты Федерации, зависит от их бюджетной обеспеченности. Всего доля региональных средств в софинансировании капитального ремонта и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда составит от 20 до 50%.


Сразу после принятия закона о фонде региональные чиновники перестроили уже работающие адресные программы по капитальному ремонту и переселению граждан под требования нового закона.


Что же касается реализации положений федерального закона в целом, то здесь, разумеется, есть регионы-лидеры, а есть и отстающие. Когда фонд только приступил к работе, находились скептики, предрекавшие программе провал из-за слишком жестких условий, прописанных в федеральном законе. Однако практика доказала, что это не так. Если на начало декабря 2007 года только пять регионов заявили о своей готовности участвовать в программе, то на 1 января 2008 года их было уже 15, а на 1 февраля — 33. Еще свыше 40 субъектов Федерации готовятся подать свои заявки во втором и третьем квартале текущего года.


В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительный рост создания ТСЖ. К примеру, в Ростове еще совсем недавно практически не было ТСЖ, а сейчас в некоторых муниципальных образованиях области таких товариществ уже больше 10%. Уверен, что свою положительную роль в этом процессе сыграл и федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».


— В чем состоит особенность реформы ЖКХ при участии госкорпорации?


Граждане сами решают, участвовать в преобразованиях или нет. Чтобы претендовать на деньги фонда, люди должны прежде всего объединиться в ТСЖ. Затем подать заявку в муниципалитет на включение их дома в региональную или муниципальную программу капитального ремонта или переселения граждан. В свою очередь муниципалитеты формируют пакет таких заявок и отправляют их региональным чиновникам. Те собирают все установленные федеральным законом N185 документы, составляют единую региональную заявку и передают ее в фонд. Эксперты госкорпорации проверяют соответствие заявок критериям, определенным в законодательстве. В частности, необходимо, чтобы в регионе доля коммерческих предприятий в ЖКХ составляла не менее 25%. Частные управляющие компании должны обслуживать не менее половины многоквартирных домов. Кроме того, в текущем году в муниципальном образовании, претендующем на получение финансовой поддержки за счет средств фонда, в 5% многоквартирных домов должны быть организованы ТСЖ. В числе других требований — наличие необходимой нормативно-правовой базы, а также региональных и муниципальных адресных программ по проведению капремонта и переселению граждан из аварийного жилья.


— Куда идут деньги после одобрения региональных заявок?


— Итак, первая цепочка выглядит следующим образом: заявка ТСЖ — муниципалитет — регион — фонд. Заявка одобряется на конечном этапе. Далее начинается обратный контроль. Так называемые окрашенные деньги (деньги, которые невозможно потратить на иные цели) из фонда через казначейскую систему направляются сначала в регион, затем в муниципалитеты. Муниципалитет в свою очередь эти средства перечисляет на специальный расчетный счет конкретного ТСЖ. Далее ТСЖ самостоятельно заключает договор на выполнение необходимых работ с управляющей компанией. Причем граждане выбирают ее самостоятельно, а не по указке местных чиновников. Соответственно, жильцы имеют возможность контролировать как освоение средств, так и качество работ.


В фонде есть управление мониторинга, внимательно отслеживающее цепочку прохождения платежей до конечного получателя. И если по пути следования средств обнаружится какая-либо недостача — это уже правонарушение, которое самым тщательным образом будет расследовано. Как видите, это абсолютно прозрачная схема, исключающая для недобросовестных чиновников возможность поживиться.


— Каковы ожидаемые результаты от деятельности фонда?


Сегодня, финансируя через Фонд содействия реформированию ЖКХ капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья, государство фактически возвращает долги.


Можно рассчитывать и на чисто экономический эффект от деятельности фонда: обусловленные инвестиции в ЖКХ будут способствовать появлению в регионах дополнительных рабочих мест и новых источников доходов для бюджетов муниципальных образований, получат импульс развития новые технологии и база материалов.


В заключение хочу подчеркнуть, что посредством Фонда содействия реформированию ЖКХ государство возвращает народу право управления своими собственными жилищными условиями, способствует формированию полноправного и ответственного хозяина жилья.


«Единая Россия», 04.03.2008, № 8



Код для блога: Livejournal Я.ру Liveinternet.ru
показать окно с кодом