Новости

ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ: УСЛОВИЯ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

05.03.2008

22 февраля в Челябинске состоялось первое в России подписание Договора между ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и администрацией Челябинской области. Договор подписан в рамках совещания в Уральском федеральном округе по задачам государственной, региональной и муниципальной власти по реализации Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» и увеличению объемов жилищного строительства. В совещании приняли участие министр регионального развития Дмитрий Козак, полномочный представитель Президента России в УрФО Петр Латышев, губернатор Челябинской области Петр Сумин, генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин.

— Это первый договор о долевом финансировании капитального ремонта жилья, который мы заключили с регионом, — заявил генеральный директор Фонда Константин Цицин. — Первая заявка на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда поступила от Челябинской области. 12 февраля представители региональной администрации представили в Фонд весь комплект документов, подготовленный в соответствии с нашими методическими рекомендациями. И это не просто соблюдение формальностей. Это показатель реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе региона: в цепом ряде муниципальных образований по инициативе жителей были организованы ТСЖ, направлены заявки в местные органы власти, областными властями сформирована соответствующая региональная программа, проведены мероприятия по разгосударствлению отрасли и только после этого оформлена заявка. Для нас это особенно важно. Это значит, что Закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» работает, а реформа, главной целью которой является улучшение качества жизни людей, идет успешно.

Когда мы только начинали работать, высказывались мнения о якобы чрезмерной жесткости и даже невыполнимости условий для получения финансовой помощи за счет средств Фонда. Но уже в феврале мы получили первую заявку, а сейчас подписываем договор, по которому только в этом году Челябинская область получит 1 млрд. 1 млн. рублей. При этом из областного и муниципальных бюджетов области по этой программе выделено еще 557 млн. рублей и 121 млн. рублей соответственно. Всего до 2011 года регион может получить из средств Фонда финансовую помощь до 6,3 млрд, рублей.

— Реформирование жилищно-коммунальной сферы области ведется еще с 1998 года, поэтому при оформлении заявки на получение средств Фонда непреодолимых сложностей мы не встретили, — заявил начальник управления инженерной инфраструктуры Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Иван Белавкин. — В законе четко прописаны 12 условий, которые необходимо было выполнить, чтобы получить финансирование. Четыре из этих условий — требования, предъявляемые к области. Три из них к моменту формирования заявки были выполнены, четвертое — наличие региональных программ — было приведено в соответствие с требованиями закона в январе 2008 года. Для муниципальных образований самым важным было доведение количества коммерческих организаций до необходимого и регистрация товариществ собственников жилья. Поначалу регистрация ТСЖ шла тяжело, но затек процедура упростилась, и доля ТСЖ в муниципальных образованиях превысила требуемые 5 процентов. Были коммерциализированы муниципальные предприятия и их показатель доведен до 25,5 процента, что соответствует требованиям федерального закона.

Подписание договора запланировано в рамках совещания в Уральском федеральном округе по задачам государственной, региональной и муниципальной власти по реализации Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» и увеличению объемов жилищного строительства.

В целом по стране на сегодняшний день, по данным Фонда, ключевым требованиям Федерального закона № 185-ФЗ соответствуют 33 субъекта Российской Федерации, еще около 30, как ожидается, подадут заявки во втором квартале текущего года, а к окончанию третьего квартала заявки поступят практически от всех субъектов РФ.

Примечательно, что в Госкорпорации идет интенсивная работа с регионами — проводятся совещания, встречи с руководителями, отвечающими за жилищно-коммунальную отрасль. Публикуем ответы на часто задаваемые вопросы.

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

ВОПРОС: В течение ряда лет из-за отсутствия денежных средств на переселение граждан из жилья, признанного непригодным для проживания, не проводилась инвентаризация жилфонда на предмет износа, не осуществлялись мероприятия по признанию жилищного фонда непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу. В связи с тем, что эта работа требует более длительного времени, предлагается установить срок признания аварийного жилищного фонда в установленном порядке до 1 января 2009 года.

ОТВЕТ: Изменение условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда возможно только в случае внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ВОПРОС: В приложении 15 к заявке необходимо представить, кроме копий решений общих собраний членов ТСЖ, ЖСК и т. д. либо собственников помещений в многоквартирных домах, связанных с проведением капитального ремонта, также и копии протоколов решений о выборе собственниками в МКД способа управления данным домом. Относится ли это требование только к тем МКД, которые выбрали способ управления после вступления в силу Жилищного кодекса РФ? Каким документом (копией) можно подтвердить и нужен ли выбор способа управления, то есть создание ТСЖ, ЖСК и т. д., до выхода Жилищного кодекса РФ?

ОТВЕТ: Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) и письму Минрегиона России от 26.03.2007 г. № 5280-СК/07, ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ (далее — Кодекс). В соответствии со статьей 161 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Таким образом, подтверждением выбора способа управления многоквартирным домом являются как решение общего собрания собственников помещений с указанием выбранного способа управления таким домом, так и свидетельство о государственной регистрации ТСЖ, ЖСК и/или иным специализированным потребительским кооперативом, выданное территориальным органом Федеральной регистрационной службы (в случае регистрации такого кооператива до 14.12.2007 г. включительно) или территориальным органом Федеральной налоговой службы (в случае регистрации таких кооперативов с 15.12.2007 г.).

ВОПРОС: Средства на капитальный ремонт многоквартирных домов разрешается использовать на проектные работы. В отдельных многоквартирных домах целесообразна замена мягкой кровли на двухскатную жесткую кровлю с покрытием из шифера, металлического листа, металлопрофиля и других видов современных кровельных материалов. Указанный вид работ относится к реконструкции. Для понижения уровня грунтовых вод в подвалах многоквартирных домов также требуются проектные решения и проведение реконструкции зданий. Будет ли представляться финансовая поддержка на данные виды работ?

ОТВЕТ: Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» содержит исчерпывающий (закрытый) перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проведение которых финансируется за счет средств Фонда.

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ВОПРОС: Отдельные муниципальные образования Сахалинской области имеют значительную долю 2,3,4,8-квартирных деревянных, неблагоустроенных домов, построенных в 40-50-е годы прошлого века. Например, в муниципальном образовании Холмский район из 1691 многоквартирного дома (стат. отч. 1 жилфонд по сост. на 01.01.07 г.) только 404 дома являются благоустроенными, и значительная их часть уже находится в управлении управляющими компаниями. В деревянных, неблагоустроенных малоквартирных домах, учитывая дату их постройки и состояние, создание ТСЖ невозможно. Можно ли таким муниципальным образованиям долю созданных ТСЖ считать без учета деревянных, малоквартирных, неблагоустроенных домов? Как таким муниципальным образованиям выполнить условие п. 3 ст. 14 «наличие ТСЖ в 20 % МКД»?

Таким образом, органам местного самоуправления муниципального образования, на территории которого не создано необходимого количества товариществ собственников жилья, для соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» необходимо проводить разъяснительную работу и мероприятия, направленные на стимулирование создания собственниками помещений в многоквартирных домах товариществ собственников жилья.

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ВОПРОС: В области 6 муниципальных образований практически выполнили предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ (далее — Федеральный закон) условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, кроме одного — наличия 5 процентов ТСЖ на территории муниципального образования. У одних муниципальных образований данный показатель не достигает 5 процентов, но управление управляющими компаниями в процентном отношении выше регламентируемого, у других весь жилой фонд охвачен частными управляющими компаниями и нет ни одного ТСЖ. Исходя из положений закона, губернатор Магаданской области не имеет основания подписывать заявку на финансовые средства Фонда, выделяемые на 2008 год. Как быть в этой ситуации?

ОТВЕТ: Органам местного самоуправления муниципального образования, на территории которого не создано необходимого количества товариществ собственников жилья, для соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» необходимо проводить разъяснительную работу и мероприятия, направленные на стимулирование создания собственниками помещений в многоквартирных домах товариществ собственников жилья. Несоблюдение условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» , влечет отказ в предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда.

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

ВОПРОС: Согласно п. 5 ст.15 Закона № 185-ФЗ, в региональной программе должен быть указан размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных домах. Какой орган будет рассчитывать размеры предельной стоимости? Если субъект РФ, то будет ли разработана методика расчета?

ОТВЕТ: При расчете предельной стоимости капитального ремонта одного квадратного метра в многоквартирном доме рекомендуется учитывать: перечень работ по капитальному ремонту, установленный частью 3 статьи 15

Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» , включая мероприятия по энерго-, ресурсосбережению, в том числе установку общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов и систем регулирования теплопотребления в многоквартирном доме с максимальным уровнем благоустройства и наиболее сложными конструктивными и техническими параметрами в данном муниципальном образовании; данные по среднему уровню рыночных цен, сложившихся в муниципальном образовании, на отдельные виды работ по капитальному ремонту с использованием современных эффективных строительных материалов и технологий.

ВОПРОС: В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Согласно п. 6 ст. 20 указанного закона, необходимо решение общего собрания о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем 5 процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом. Необходимо ли принятие данных решений одновременно или указанные решения принимаются отдельно?

Отсутствие решения собрания о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем 5 процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» , является основанием для отказа в перечислении указанным лицам средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с указанным Федеральным законом.

ВОПРОС: Будут ли средства Фонда в пределах определенных лимитов направляться субъектам РФ единовременно в полном объеме? Если нет, то в каких пропорциях и периодах времени будут направляться средства Фонда?

Вместе с тем, согласно части 5 статьи 19 указанного Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» , в первый год предоставления финансовой поддержки объем средств Фонда, предоставляемых субъекту Российской Федерации, не может превышать 30 процентов лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для данного субъекта Российской Федерации.

«Строительная газета», 29.02.2008, № 9



Код для блога: Livejournal Я.ру Liveinternet.ru
показать окно с кодом